Применение теории массового обслуживания в исследовании рынка
Буквально с момента рождения всем нам приходится сталкиваться с очередями. Наши родители сидели в очереди в Загсе, чтобы официально зафиксировать этот факт. Мы стоим в очереди в гардероб. Мы набираем телефонный номер нашей подруги и слышим продолжительные гудки. Не дозвонившись, мы решаем для экономии времени воспользоваться своим личным авто, и попадаем в традиционную "пробку".
Юрий Ильич Дружников, русский писатель, журналист, писал в своем произведении "Я родился в очереди" 1995 года издания:
"Так уж получилось, что я действительно родился в очереди.
Мою мать привезли в родильный дом у Яузских ворот в Москве, который сохранился по сию пору. Мать стояла в длинной очереди к регистраторше. Схватки начались еще дома, и причиной этих схваток было мое непреодолимое желание появиться на свет. К несчастью, мать забыла захватить паспорт, и отец что было сил помчался за ним обратно домой. И хотя отец чуть не стал чемпионом в беге на длинную дистанцию, к тому времени, когда он вернулся, я уже родился".
В.А. Емеличев же говорит о том, что "очереди являются бедствием нашей эпохи, бедствием неизбежным, если мы не устраним всякую свободу выбора и не будем планировать каждую мелочь, касающуюся людей и продуктов производства, - a это нетерпимо для цивилизованного общества и, как правило, неосуществимо. Но, если ожидание неизбежно, его можно в какой-то степени контролировать: систему или организацию, на входе которой образуется очередь, можно преобразовать и улучшить с точки зрения обслуживания" (Лекции по теории графов. - М.: Наука, 1990).
Очереди возникают практически во всех системах массового обслуживания (СМО) и теория массового обслуживания (теория очередей) занимается оценкой функционирования системы при заданных параметрах и поиском параметров, оптимальных по некоторым критериям.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем, что при грамотном подходе и глубоких знаниях теории очередей, можно задать такие параметры функционирования системы, которые сведут затраты на содержание СМО к минимуму.
Работа вносит определенный вклад в обобщение знаний о теории массового обслуживания, что подтверждает теоретическую значимость.
Практическая значимость состоит в возможности применения результатов исследования в курсе теории массового обслуживания при создании пособий, написании курсовых работ и т.п.
Целью данной курсовой работы стало изучение теоретических аспектов эффективного построения и функционирования СМО.
Указанная цель исследования определила постановку следующих задач:
Выделить основные элементы СМО.
Привести классификации СМО.
Изучить характеристики, отражающие эффективность функционирования СМО.
Провести практический анализ эффективности функционирования СМО.
Объектом изучения данной курсовой работы является применение теории массового обслуживания в исследовании рынка.
Предметом исследования являются системы массового обслуживания их моделирование на языке GPSS.
Цель и задачи исследования определили конкретную структуру курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической и методологической основой для данной работы явились труды Косорукова О.А., Кремера Н.Ш., Вагнера Г., Вентцель Е.С., Шелобаева С.И. и многих других.
Теоретические аспекты теории массового обслуживания
- Математическое моделирование систем массового обслуживания
- Имитационное моделирование систем массового обслуживания
- Построение имитационной модел
- Решение задачи математическими методами
- Решение задачи методом моделирования на GPSS