Стратегическое планирование в современных холдингах: практика РАО "ЕЭС России"
3. Разработка программ, бизнес-планов и бюджетов ДЗО.
На основании контрольных показателей разрабатываются проекты программ ДЗО. Организация работ по формированию и реализации программ ДЗО аналогична существующим процедурам в РАО "ЕЭС России".
Состав мероприятий и финансовых результатов программ формирует исходную базу (систему ключевых показателей) для разработки проектов бизнес-планов и бюджетов ДЗО.
Проекты программ и бизнес-планов разрабатываются в нескольких вариантах:
§ наиболее вероятном (среднем);
§ пессимистическом (минимальном);
§ оптимистическом (максимальном).
В основе вариантного подхода к планированию бюджета лежат различные уровни объема продаж (реализации продукции), прогнозируемые в зависимости от благоприятного или неблагоприятного действия двух основных факторов:
§ уровней тарифа на электрическую и тепловую энергию;
§ объемов отпуска энергии.
4. Согласование проектов программ ДЗО.
При согласовании определяется сбалансированность, обоснованность и напряженность планово-бюджетных документов, а также их соответствие контрольным показателям Индикативного плана Холдинга и целевых программ в головных департаментах по целевым программам Холдинга. Используются две процедурные схемы согласования программ: "благополучные" ДЗО осуществляют согласование проектов программ в головных департаментах, "неблагополучные" заслушиваются на соответствующей комиссии по комплексным направлениям деятельности.
5. Утверждение программ, бизнес-плана и бюджета советом директоров ДЗО.
В зависимости от степени юридического контроля имеют место разные по сложности схемы воздействия материнской компании на процессы рассмотрения и утверждения планово-бюджетных документов советами директоров ДЗО:
1)схемы прямого имущественного воздействия на результаты рассмотрения проектов бизнес-планов и бюджетов советами директоров дочерних обществ, в которых РАО "ЕЭС России" владеет "контрольным" пакетом акций и большинством представителей в совете директоров;
2)схемы опосредованного воздействия на результаты принятия планово-бюджетных документов советами директоров зависимых обществ, в которых РАО "ЕЭС России" владеет "блокирующим" пакетом акций и не имеет большинства голосов в совете директоров.
Во втором случае необходима активная позиция представителей РАО "ЕЭС России" по взаимодействию с участниками других имущественных групп в совете директоров на основе разъяснения преимуществ участия Общества в целевых программах Холдинга, проявляющихся в дополнительных возможностях снижения издержек и получения выгод от "эффектов масштаба" и более сильного совместного влияния на государственной органы, поставщиков и потребителей.
6. Уточнение целевых программ холдинга и формирование индикативного плана Холдинга.
После утверждения советами директоров в составе бизнес-планов программ ДЗО головные департаменты производят уточнение целевых программ Холдинга, бюджетов по программам и контрольных показателей программ ДЗО, а также вносят уточнение в индикативный план холдинга, утверждаемый на Правлении РАО "ЕЭС России".