Понятие качества
Качество - это философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще во 2 веке до нашей эры. Существует, например, философское определение качества, данное Гегелем (XIX в.): "Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что ничто не перестает быть тем, что оно есть. Когда оно теряет свое качество. Есть аналогичные современные философские определения. Отметим, чо категория качества отражает важную сторону объективной действительности объекта - определенность, качество объекта, как правило, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом, как целым охватывая его полностью и неотделимо от него; поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. В человеческой практике в связи с бесконечным разнообразием явлений и объектов окружающей действительности повседневные понятия качества неполны, многообразны, неточны, но в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общения.
В определении "качества" содержатся еще 2 термина, требующих объяснения, - это "потребность" и "объект". Потребности возникают из-за неудовлетворенности требований организма (в том числе - общества), необходимых для его нормальной жизнедеятельности и направлены на устранение этой неудовлетворенности. Часть потребностей общества, для удовлетворения этой неудовлетворенности. Часть потребностей общества для удовлетворения которых необходима экономическая деятельность, носит название экономических потребностей. Социальные формы проявления и удовлетворения экономических потребностей в решающей мере определяются общественно-экономическим строем, отношениями к собственности. Рынок ориентирован не просто на удовлетворение потребностей потребителей, а на удовлетворение спроса покупателей (платежеспособного спроса) вытекающего из их потребностей.
В определении качества понятие потребностей является исходным. Их характеристики должны соответствовать характеристикам качества объекта. В неконтрактных ситуациях на рынке большую роль играет субъективное понятие и восприятие качества - это может быть и "степень удовлетворения потребности" или "качество - это то, за что платят деньги". Действительно, понятие качества у покупателя весьма изменчиво - он покупает товар, исходя из настоятельной потребности в нем, его новизны, моды, рекламы, с учетом его экономичности, надежности и т.п. Представление о качестве меняется со временем, оно зависит от уровня информации об объекте, от технических средств обнаружения характеристик объекта и т.д. Например, специалист, вооруженный микроскопом, может увидеть те характеристики объекта, которые невозможно обнаружить невооруженным глазом, или, например, получивший образование обратит внимание на те характеристики объекта, которые без знания о них были бы вне его поля зрения. Взаимоотношения изготовителя или продавца и потребителя, покупателя по поводу качества чрезвычайно многообразны, сложны и выходят за рамки данного курса: они обычно рассматриваются в курсах маркетинга (активный маркетинг, идеальная потребительская модель).
качество менеджмент прибыль затрата
В понятие качества входит термин "объект". Объект - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например, деятельность или процесс, продукция, организация, система или отдельное лицо, а также любая комбинация из них.
Стандартное определение термина "процесс" означает совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие (к ресурсам могут относиться: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология и методология).
Стандартное определение термина "продукция" означает, что она результат деятельности или процессов. Продукция может включать услуги (итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя), оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или комбинации из них.