Классификация затрат на качество
Рыночные отношения требуют внедрения в практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. В принципе, эту информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую) как по характеру ее сбора, так и по использованию.
Внутренний учет и анализ называется управленческим; различие между ним и внешней отчетностью постоянно углубляется. Во всяком случае управленческий анализ субъективен, конфиденциален, но именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений и им занимаются профессионалы высокого уровня; однако при этом страдают сопоставимость и возможность обобщения данных различных фирм. В международных стандартах на системы качества отмечается, что затраты связаны с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям.
При этом к затратам, связанным с качеством, относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершении качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество, некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными (например, потеря престижа фирмы).
Заключение
Таким образом, можно утверждать, что управление качеством на предприятии - это "такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей" [72].
В соответствии с ИСО 9000: 2000 управление качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.