Местные бюджеты и их роль в стратегическом развитии муниципальных образований
Местное самоуправление в России имеет мощные исторические корни. Без преувеличения можно сказать, что состоявшаяся российская государственность, насчитывающая более одиннадцати веков, обязана местному самоуправлению. Начиная с первых государственных образований на территории современной России (Киевская Русь, Новгородское государство, Московское государство и др.), местное самоуправление играло системообразующую роль в формировании и укреплении российской государственности.
Местное самоуправление как правовой институт является одной из форм проявления фундаментального свойства социальной системы и объективным результатом социальной эволюции.
Местное самоуправление одновременно является и государственным институтом и институтом гражданского общества. В отношениях с государством институт местного самоуправления выражает интересы территориальных сообществ. В отношениях с сообществами он, по существу, является проводником интересов государства, так как отстаивает целостность социально-территориального пространства и его развитие. Ослабление одной из названных составляющих местного самоуправления (общественной или государственной) ведет к дисбалансу интересов государства и общества, который, как правило, завершается кризисом государственности.
Если судить по законодательным актам, то под термином "местное самоуправление" первоначально понимались как местные органы государственной власти и управления, так и территориальные органы общественного самоуправления, а также их совокупность.
В Конституции России отсутствует прямое определение понятия "местное самоуправление". В соответствии с ней местное самоуправление - это политический институт в системе народовластия/
Процесс становления местного самоуправления в России обусловлен децентрализацией тоталитарной системы и структурной перестройкой муниципальных образований в процессе перехода к рыночным отношениям. В результате государственного переустройства местное самоуправление отделено от государственной власти, его самостоятельность предполагает специфику механизмов управления территориями (с опорой на участие населения и прямое выражение его мнений и интересов) и взаимоотношений с органами власти других уровней (преимущественно рекомендательный характер решений государственных органов в отношении институтов местного самоуправления).
Под муниципальным образованием в соответствии с российским законодательством понимают городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения или иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления [15].
В Российской Федерации функционирование муниципальных финансов регламентируется рядом законодательных документов. Один из таких документов - Гражданский кодекс Российской Федерации. После введения Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с термином «муниципальный бюджет» в оборот вновь вошел использовавшийся в дореволюционной России термин «муниципальная казна». В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальная казна включает средства местного бюджета и иного имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями. В Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определены источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях, взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами и гарантии финансовых прав местного самоуправления. С наибольшей полнотой правовая основа муниципальных финансов отражена в Бюджетном кодексе РФ.
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2] определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов. Местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Органы государственной власти гарантируют: