Защита от покушений на сотрудников банка и членов их семей
Защита от покушений на сотрудников банка и членов их семей является традиционной функцией службы безопасности любого российского банка. В современных отечественных условиях вероятность реализации подобных угроз существенно выше, нежели в большинстве зарубежных стран. С начала 90-х годов жертвами покушений стали более полутора тысяч высших должностных лиц самых различных по размерам и территориальному расположению банков. Это объясняется не только общей криминагенностью российской экономики и характерной для отечественных преступных группировок ориентацией на «силовые» методы. По мнению специалистов, как правоохранительных органов, так и экспертов в области безопасности предпринимательской деятельности, основными (в порядке убывающей вероятности) причинами физического устранения банкиров являются:
· участие банка в борьбе за раздел или последующий передел государственной собственности (например, за контрольный пакет акций нефтяной компании, горно-обогатительного комбината, крупного отеля), осуществляемой с использованием нелегитимных методов;
· невыполнение обязательств, принятых на себя в рамках прямого сотрудничества банка
· с «теневой» экономикой и организованной преступностью («отмывание» денег и перевод их за рубеж, операции с «черным налом»);
· борьба за контроль над конкретным банком между двумя преступными группировками, если его высшее руководство занимает сторону одной из них;
· невыполнение принятых на себя обязательств в отношении крупных клиентов и партнеров (было характерно лишь в первой половине 90-годов).
Дополнительной отраслевой спецификой организации защиты от рассматриваемых здесь угроз, является повышенные требования к профессионализму соответствующих сотрудников службы безопасности. Им следует учитывать, что к организации покушений против руководителей банков «заказчики» привлекают исключительно профессиональных киллеров, в нашей стране часто подготовленных еще государственными спецслужбами.
Практика показывает, что чаще всего службе безопасности не удается пресечь покушение. Поэтому, главным требованием к организации защиты от рассматриваемых угроз является их профилактика, т.е. создание ситуации, при которой заказ на покушение не поступит вообще или будет отозван самим заказчиком.
Работа по защите персонала банка от покушений осуществляется службой безопасности по нескольким направлениям и, соответственно, включает большое количество организационно-технических процедур и мероприятий. С учетом изложенного выше требования, основным направлением является профилактика угроз в режиме «раннего предупреждения». Этой работой занимаются сотрудники информационно-аналитического отдела, чьей обязанностью является выявление потенциальных заказчиков покушения, конкретных объектов угроз и, по возможности технических деталей (формы покушения, сроков, исполнителя). При успешном решении этой задачи у банка появится возможность выбора между несколькими вариантами поведения:
· решение проблемы путем ликвидации самой причины готовящегося покушения (урегулирование конфликтной ситуации в процессе переговоров, реализация принятых обязательств и т.п.);
· решение проблемы путем использования угроз адекватного воздействия на самого заказчика;
· усиление защиты объекта покушения до уровня, делающего угрозу практически нереализуемой (трудно осуществимо с технической точки зрения);
· обращение за помощью к правоохранительным органам (наименее эффективное решение, целесообразное лишь для банков, реализующих стратегию «пассивной защиты»).
Другим методом профилактического характера является изучение службой безопасности статистики подобных угроз с последующей подготовкой специального аналитического доклада для высшего руководства банка. В докладе, наряду с обобщенным фактологическим материалом, должны быть в ранжированном виде перечислены действия банка, которые могут стать причинами покушений на его руководство. Эта рекомендация особенно актуальна для вновь создаваемых кредитно-финансовых организаций, руководство которых может не до конца представлять возможные последствия тех или иных действий. В рамках использования данного метода целесообразно также привлечение руководителя службы безопасности к экспертизе крупных контрактов или коммерческих программ, намеченных к реализации. От него требуется выявить вероятность сопутствующих ей угроз и доложить о них руководству.