Метод оценки «стоимости жизненного цикла - СЖЦ»
Существует разного рода задачи, требующие сравнения эффективности применения газотурбинных установок или агрегатов (с приводимым механизмом):
- сравнение предложений разных поставщиков на подрядных (тендерных) торгах для конкретного объекта;
- оценка эффективности создания и использования нового типа (типоразмера) ГТУ в совместных инвестиционных проектах (потребителя и производителя);
- сравнение между собой приводов разного типа (например, электрического, газотурбинного или поршневого для газоперекачивающих агрегатов);
- сравнение типов (схем) ГТУ (например, промышленный и авиационный тип).
В последнее время при сопоставлении и выборе вариантов используется метод оценки «стоимости жизненного цикла - СЖЦ» (Life-Cycle Cost). В то же время реальная практика применения СЖЦ содержит достаточно много существенных недостатков, ведущих к некорректным выводам. Нормативное понятие СЖЦ отсутствует. При определении стоимости жизненного цикла используются разные методики оценки СЖЦ. Основные из них - следующие:
- без дисконтирования
- с дисконтированием
- с дисконтированием и коэффициентом инфляции
где
К - капитальные затраты;
Э - годовые эксплуатационные затраты;
- коэффициент дисконтирования;
Е - норма дисконта (Е=0,08- 0,12);
И - коэффициент инфляции (зарубежн. 1,03-1,05);
Т - срок (годы) жизненного цикла; - расчетный шаг (годы).
Согласно методике тендерного комитета ОАО «Газпром», критерием сравнения является частное от деления Сжц на срок жизненного цикла - учетная цена, то есть
Метод оценки СЖЦ является сугубо сравнительным (он не может быть критерием коммерческого эффекта), поэтому при сравнении важно учитывать следующее:
- объем поставки должен быть равнозначным (например, нельзя сравнивать ГТУ и двигатель);
- затраты на НИОКР и создание производственной базы для изготовления нового оборудования не являются элементом СЖЦ (коммерческая эффективность создания ГПА оценивается другими показателями);
- нельзя прямым образом сравнивать серийную продукцию и прототипы.
ГПА и его элементы (двигатель, ГТУ, нагнетатель) могут иметь технические особенности, которые косвенно влияют на стоимость вспомогательного оборудования для работы агрегата. К таким особенностям относятся, например:
- система раскрутки ГТД (от электродвигателя, генераторный, детандерный запуск);
- аварийная потребность в сжатом воздухе некоторых двигателей;
- разные требования к топливному газу;
- использование разных масел и уровень безвозвратных потерь, определяющие затраты станционных систем;
- разница в расходах циклового воздуха, определяющая затраты воздухозаборного и выхлопного трактов и т.д.
Прогнозируемые затраты на ремонтно-техническое обслуживание новых ГПА с большим ресурсом - это элемент неопределенности и риска. Прогнозируемые затраты являются предметом экспертной оценки специалистов. Однако наибольший недостаток существующей практики - оценка СЖЦ по текущей российской цене природного газа. Необходимы вариантные расчеты, в том числе и по ценам международного уровня.
В табл. 1 приведена примерная структура СЖЦ ГПА мощностью 16 МВт с приводом авиационного типа, которая качественно близка к данным, полученным для энергоустановок
Могут быть сформулированы некоторые общие выводы применительно к агрегатам с разными видами привода (табл. 2).
Из приведенных соображений следует, что оценка СЖЦ недостаточна надежна и требует совершенствования как методики применения, так и исходных данных. В текущей практике выбора оборудования в процессе тендерных (подрядных) торгов показатель СЖЦ может быть использован только в совокупности с другими методами.