Эффективность применения новых отечественных газотурбинных авиационных приводов для гпа
при реконструкции КС с агрегатами типа ГПА-Ц-16 (замена блочно-контейнерного агрегата на существующей фундаментной площадке).
Это эффективно на многониточной системе магистральных газопроводов СРТО - Центр, где можно применить единичную мощность 25 МВт вместо 16 МВт, уменьшая общее количество ГПА;
на КС новых магистральных газопроводов диаметром 1420 мм с рабочим давлением 7,4 МПа при повышенном на 25-30% расстоянии между КС ;
при оснащении КС системы магистральных газопроводов Ямал-Запад; общая потребная мощность газоперекачивающих агрегатов для трех ниток 4 570 МВт, из них более половины (100 ед.) с единичной мощностью 25 МВт;
на морских платформах и при транспорте сжиженного природного газа в более отдаленной перспективе на основании международного опыта.
В настоящее время созданы, эксплуатируются на КС и проектируются следующие виды газотурбинных приводов мощностью 25 МВт:
ДН80 (ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект»);
НК-36СТ (ОАО «Моторостроитель»);
ПС-90ГП-25 (ОАО «Авиадвигатель»);
проектируется ГТД-25 (НПО «Сатурн»).
Для комплексного определения экономических преимуществ применения различных видов конвертированных авиационных газотурбинных установок мощностью 25 МВт выполнена оценка стоимости жизненного цикла каждого нового типа авиационного привода и судового привода-аналога за назначенный ресурс ГПА 100 тыс. ч [4].
Текущие издержки, условно-постоянные (затраты на электроэнергию, заработная плата) или малые по величине (плата за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ), в расчете стоимости жизненного цикла приводов одинаковой мощности не учитывались.
Сопоставление текущих и будущих затрат осуществляется с использованием коэффициента дисконтирования (Е=0,1).
Расчеты стоимости жизненного цикла выполняются по исходным данным из Технических условий и последующим актам, письмам при улучшении технико-экономических параметров.
Стоимость топливного газа принимается согласно прейскуранту № 04.-03-28-2005 равной средне-взвешенной внутренней цене газа на 2005 год - 721 руб. за 1000 нм3. В табл. 2 изложены результаты расчетов стоимости жизненного цикла импортного судового и новых отечественных газотурбинных авиационных двигателей мощностью 25 МВт.
Использование модели стоимости жизненного цикла помогает:
маркетологам предприятий-производителей видеть направления повышения конкурентоспособности своей продукции;
потребителям оценить технико-экономические преимущества того или иного вида аналогичного оборудования.