Анализ основных технико-экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Товарооборот в торговле и общественном питании является наряду с прибылью от продажи основным обобщающим показателем эффективности деятельности предприятия.
Исходные данные для анализа товарооборота приведены в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.
Анализ динамики товарооборота проведём как в фактически действовавших, так и в сопоставимых ценах, что позволит оценить динамику показателя не только в стоимостном, но и в натуральном измерении (табл.2.2).
Таблица 2.2 Динамика товарооборота ООО «Конвент Плюс»
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
1. Товарооборот в фактически действовавших ценах, тыс. руб. |
30 088 |
34 129 |
38 709 |
2. Темпы роста, % · Базисные · Цепные |
- - |
113,43 113,43 |
128,65 113,42 |
3. Индекс средних цен на услуги ресторана, % к предыдущему году |
- |
1,065 |
1,062 |
4. Товарооборот в сопоставимых ценах 2005 года, тыс. руб. |
30 088 |
32 046 |
34 225 |
5. Темпы роста, % · Базисные · Цепные |
- - |
106,51 106,51 |
113,75 106,80 |
Таким образом, в течение анализируемого периода товарооборот возрос на 28,65 %, однако во многом прирост обусловлен инфляционным ростом цен. При этом следует отметить, что в стоимостном измерении товарооборот ежегодно рос на 13,43 %, то есть равномерно.
Элиминирование ценового фактора позволяет сделать вывод о том, что в течение анализируемого периода физический объём товарооборота возрос на 13,75 %, в том числе на 6,51 % в 2006 году и на 6,80 % в 2007 году.
С учётом равномерности увеличения представленных показателей можно сделать вывод, что ООО «Конвент Плюс» планомерно наращивает собственное присутствие на рынке ресторанных услуг.
Анализ товарооборота следует проводить не только по общему объему, но и по структуре (табл. 2.3).
Как уже отмечалось, товарооборот предприятия возрос на 8 621 тыс. руб., или на 28,65 %. При этом опережающими темпами рос объем продаж горячих закусок, что привело к увеличению их удельного веса в составе товарооборота 31,43 % до 34,84 %. Темпы роста остальных товарных групп ниже темпов роста товарооборота, что привело к снижению их удельного веса в составе товарооборота.
Отметим, что именно увеличение объёма продаж горячих закусок на 46,75 % обусловило увеличение товарооборота, 23,68 % прироста вызвано увеличением продаж винно-водочных изделий, 17,43 % - ростом продаж холодных закусок. Влияние товаров остальных товарных групп на увеличение товарооборота незначительно.
Таблица 2.3 Состав и структура товарооборота ООО «Конвент Плюс»
Укрупнённые товарные группы |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Изменения |
В % к изм. итога | |||||
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
% к итогу |
Тыс. руб. |
Уд. веса |
2007 год в % к 2005 году | ||
Горячие закуски |
9 457 |
31,43 |
11 215 |
32,86 |
13 487 |
34,84 |
+4 030 |
+3,41 |
142,61 |
46,75 |
Холодные закуски |
7 158 |
23,79 |
7 802 |
22,86 |
8 661 |
22,38 |
+1 503 |
-1,41 |
121,00 |
17,43 |
Пиво и безалкогольные напитки |
5 217 |
17,34 |
5 661 |
16,59 |
6 215 |
16,06 |
+998 |
-1,28 |
119,13 |
11,58 |
Винно-водочные изделия |
7 402 |
24,60 |
8 313 |
24,36 |
9 443 |
24,39 |
+2 041 |
-0,21 |
127,57 |
23,68 |
Прочие товары |
854 |
2,84 |
1 138 |
3,33 |
903 |
2,33 |
+49 |
-0,51 |
105,74 |
0,56 |
ИТОГО ТОВАРООБОРОТ |
30 088 |
100,00 |
34 129 |
100,00 |
38 709 |
100,00 |
+8 621 |
- |
128,65 |
100,00 |