Сущность и предмет менеджмента
Термин management (в пер. с англ.) означает «управление». Наиболее распространенное толкование: менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как:
) дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров;
) непосредственно процесс управления;
) аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.
Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления. Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.
Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль.
Задачи менеджмента:
) тактическая - это поддержание устойчивого функционирования организации;
) стратегическая - это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.
Разновидности менеджмента.
. Производственный менеджмент определяет:
) оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции; 2) используемые технологии; 3) рациональный способ загрузки оборудования; 4) расстановку кадров; 5) управление персоналом; 6) способы разрешения конфликтов и т.д.
. Снабженческо-сбытовой менеджмент включает:
) организацию подписания хозяйственных договоров; 2) закупку, доставку и хранение сырья, материалов и комплектующих; 3) хранение и отправку конечной продукции покупателям.
. Инновационный менеджмент направлен:
) на управление научно-исследовательской деятельностью, прикладными разработками; 2) создание опытных образцов; 3) внедрение инноваций в производство.
. Маркетинг-менеджмент занимается:
)исследованием рынков; 2) определением существующего и потенциального спроса на продукцию; 3) разработкой ценовой и рекламной политики предприятия.
. Менеджмент персонала занимается:
) подбором, расстановкой и обучением персонала; 2) определением методов мотивации сотрудников; 3) созданием благоприятного психологического климата на предприятии; 4) улучшением труда и быта работников; 5) налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами.
. Финансовый менеджмент управляет:
) созданием бюджета и финансового плана организации; 2) формированием и распределением ресурсов фирмы; 3) оценкой сложившегося и перспективного финансового состояния предприятия; 4) принятием мер по укреплению финансового положения организации.
. Эккаунтинг-менеджмент занимается сбором, обработкой и анализом данных о работе организации, их сравнением с предыдущими и плановыми показателями и результатами конкурентов с целью выявления слабых сторон и потенциальных возможностей фирмы.