Выбор стратегии деятельности предприятия
Стратегические решения,
принимаемые в организации - это решения, определяющие долговременную перспективу ее развития, стратегические решения принимаются в рамках стратегического управления [2 с. 32].
Стратегическое управление - это не только фиксация желаемого состояния организации в будущем, но прежде всего обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений сегодня, нацеленных на достижение желаемого состояния организации в будущем.
Стратегия - это совокупность, в которую входят:
долговременные цели,
определяющие деятельность организации (стратегические цели);
технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей;
ресурсы,
которые будут использованы при достижении стратегических целей;
- система управления,
обеспечивающая достижение стратегических целей, в том числе люди как основная составляющая часть системы управления [12 с. 34].
Рис. 1. Элементы стратегии
По характеру изменений, происходящих в деятельности организации, стратегии подразделяются на стратегии ограниченного роста, роста, сокращения и их сочетания.
Стратегии развития
организации различаются по их предназначению, по уровню, на котором предполагается их использование.
С точки зрения поведения организации в конкурентной борьбе (глобальные стратегии)
различаются стратегии минимизации издержек, фокусирования, дифференциации, инноваций, оперативного реагирования.
Стратегия минимизации издержек связана со стремлением уменьшить вес затрат, увеличить рентабельность. Па снижение затрат влияет увеличение объема производства, внедрение новых технологий, установка более современного оборудования, реструктуризация.
Фокусирование - концентрация усилий организации на обслуживание достаточно узкого сегмента рынка [15 с. 22].
Стратегия дифференциации предполагает производство более обширной номенклатуры продукции или расширение ассортимента оказываемых услуг при сохранении их функциональной направленности. Дифференциация может быть двух видов - горизонтальная (вариации функциональных характеристик) и вертикальная (вариации цен).
Стратегия инновации состоит в совершенствовании технологий, оборудования, производственного процесса, включении в ассортимент принципиально новых продукции или услуг. Эта стратегия эффективна в венчурных фирмах, т. е. фирмах, деятельность которых связана с повышенным уровнем риска.
Стратегия оперативного реагирования предполагает высокий уровень использования обратной связи и быструю адаптацию производства или сферы услуг к
изменяющемуся спросу.
Портфельные или корпоративные стратегии различаются по сферам деятельности на: стратегию диверсификации (связной и несвязной, стратегию откачки капитала
и ликвидации организации, стратегию изменения курса и реструктуризации организации, стратегию международной диверсификации.
Стратегия диверсификации предполагает расширение сфер деятельности организации, пополнения портфеля сфер бизнеса. Стратегия связной диверсификации предполагает, что в объединенной организации имеет
место значительный эффект стратегического соответствия (образование концерна). Стратегия несвязной диверсификации предполагает, что в объединенных организациях эффект стратегического соответствия незначителен (образование конгломерата).
Стратегия откачки капитала и ликвидации организации применяется, когда ход событий неблагоприятен для организации.
Стратегия изменения курса и реструктуризации организации применяется с целью повышения эффективности деятельности или спасения от серьезных экономических потрясений.
Стратегия международной диверсификации применяется, если ее деятельность распространяется на различные национальные рынки сбыта.
К числу функциональных стратегий
относятся наступательные и оборонительные стратегии. Наступательные стратегии в сфере бизнеса предполагают активность организаций в конкурентной борьбе с применением различных способов и приемов, таких как наступление на сильные стороны конкурента, наступление
на слабые стороны конкурента, захват стратегических рубежей, снижение цен, реклама, производство продукта, - привлекательного для сегмента рынка, занятого конкурентом. Оборонительные стратегии состоят в укреплении достигнутых ранее позиций и принятии адекватных мер при наступательной стратегии противника, а также в поддержании низких цен, не превышающих соответствующие цены конкурентов, в заключении эксклюзивных договоров с дистрибьюторами и дилерами, в обучении персонала на льготной основе, увеличении срока гарантии, сокращении сроков поставок [10 с. 18].
Функциональные стратегии разрабатываются соответствующими подразделениями предприятия (организации). В силу их предназначения и специфики деятельности различные службы предприятия имеют свое собственное видение достижения поставленных ориентиров, поэтому разрабатываемые ими стратегии не всегда стыкуются, а иногда и просто противоречат друг другу.