Понятие конкуренции
Слово «конкуренция» произошло от латинского concurre, что значит сталкиваться. В данном случае речь идет о столкновении, соперничестве между субъектами рынка, их борьбе за наиболее выгодные условия осуществления сделок.
Конкуренция - это одна из главных движущих сил рынка. Не зная своих конкурентов, не владея информацией о том каковы их сильные и слабые стороны, нельзя получить выгоды в конкурентной борьбе.
Фирмы, участвующие в конкурентной борьбе, обычно классифицируются по следующим главным признакам:
· масштабам соперничества;
· рыночной доле;
· стратегическим намерениям;
· прочности конкурентных позиций;
· типам конкурентных стратегий и поведения.
Общие правила осуществления конкурентной борьбы гласят:
· не следует недооценивать конкурентов, даже если они загнаны в угол;
· нельзя без нужды нападать на сильных соперников, особенно не обладая стабильным конкурентным преимуществом;
· атаковать лучше слабую фирму, чем сильную;
· необходимо учитывать возможные ответные меры, ухудшающие ситуацию.
Также выделяют следующие функции конкуренции:
. Приводит к установлению единой рыночной цены.
. Дает импульс специализации, улучшению технологии производств.
. Стимулирует совершенствование конструкции и повышение качества выпускаемой, появление новой продукции, разнообразие ассортимента.
. Приводит к дифференциации субъектов экономической деятельности. В результате она вызывает постоянные перемены на рынке, касающиеся:
· уровня и динамики цен;
· соотношения спроса и предложения;
· появления новых видов продукции и пр. [2. С. 121]
Изучение позиций и возможностей организаций - конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:
1. Каковы основные цели конкурентов?
2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
. Каковы их вероятные будущие стратегии?
Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.
По сути дела, разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале организаций - конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово - экономическая, производственная, научно - техническая, кадровая, организационно - лоббистская, маркетинговая. [5. C. 248]
Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используется для определения, с кем из них можно конкурировать и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целями выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.