Стратегические конкурентные группы
В настоящее время существует множество различных классификаций основных типов фирм. Широко распространена классификация всемирно известного швейцарского эксперта Харольда Фризенвинкеля, который предложил классификационный принцип зоологического обозначения различных типов компаний, по-разному действующих против своего конкурентного окружения.
Образные типы предприятий
Образ |
Признаки |
Поведение |
Особенности |
«Гордые львы» |
Средние размеры, способность к росту, обладание преимуществами в конкретных областях, агрессивная конкуренция |
Лидерство за счет преимуществ наряду со стремлением к их достижению, явный динамизм, поощрение нововведений |
Со временем обозначается тенденция к переходу в «слоны» |
«Могучие слоны» |
Утрата динамизма, высокая стабильность, диверсификация, система филиалов, гигантизм |
Следит за лидером, движется за ним в областях, приносящих успех, но при этом избегает риска |
Со временем может оказаться в рядах «бегемотов» |
«Бегемоты» |
Большой оборот при несоразмерно малой прибыли, бюрократические отношения |
Распыляется по различным направлениям, имеет сложную структуру |
Спасение в санации и отказе от непродуктивных вложений |
«Хитрые лисы» |
Малые размеры, успешная нишевая политика |
Лидер в 2-3 видах деятельности, имеет финансовые ресурсы |
Устойчивы в случае кризиса |
«Серые мыши» |
Низкий уровень специализации, обычно подражатели |
Нет коронных товаров, отсутствуют финансовые ресурсы |
Наиболее подвержены риску банкротства |
В соответствии с данной классификацией Ю. Юданов выделял следующие виды стратегий конкурентной борьбы.
. Стратегия "виолентов" (крупных корпораций): опираясь на свою гигантскую силу, фирма стремится доминировать на обширном рынке, по возможности вытесняя с него конкурентов. Она привлекает покупателя сравнительной дешевизной и добротностью изделий. Три важнейшие разновидности фирм-виолентов получили запоминающиеся названия: "гордые львы", "могучие слоны" и "неповоротливые бегемоты". Фундаментальный источник силы этих фирм заключается в том, что крупное производство обычно можно наладить более эффективно и с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Кроме того, виоленты используют преимущества, создаваемые широкомасштабными научными исследованиями, развитой сетью сбыта и крупными рекламными кампаниями. Нынешнее время, однако, не лучшее для отечественных виолентов, к числу которых относится большинство крупных украинских предприятий.