Формирование команд
При формировании и развитии команд необходимо принимать во внимание и то, в какой среде будет работать команда, как и с кем она будет взаимодействовать. Субъект, развивающий или формирующий команды должен учитывать некоторые формы "заболеваний" команд.
Перечень возможных болезней управленческих команд:
. "Пассажиры автобуса" - каждому важно доехать до своей остановки, и никого не интересуют проблемы водителя или автобуса в целом.
. "Мы и он" - глубокое различие интересов сотрудников и руководителя, осознаваемое большей частью сотрудников.
. "Один на поле, остальные на трибунах" - руководитель работает за всех, подчиненные наблюдают, изредка хлопают и комментируют.
. "Каждый несет свой чемодан, но без ручек" - большая нагрузка без прав и ресурсов.
. "Хор солистов" - все члены команды являются сильными специалистами, но не склонными к совместной работе.
. "Серпентарий единомышленников" - все работают в общем деле при острой конфликтности между собой.
. "Уважайте меня, бездельники, полюбите меня, тупицы!" - руководитель демонстрирует превосходство, порой унижает сотрудников, но в то же время требует высокой лояльности к себе, личной преданности.
. "Грозный отец и напуганные дети" - руководитель настойчиво включает сотрудников в общеорганизационные решения, расправляясь с каждым за ошибки, неудачи, оплошности.
. "Много умных, мало взрослых" - специалисты высокого класса во главе с сильным руководителем избегают принятия на себя ответственности шире их прямых обязанностей, уклоняются от инициатив по решениям общеорганизационного уровня, во всем полагаясь на лидера.
. "Негативная селекция" - сотрудники специально подбираются с учетом того, чтобы их интеллектуальные способности, уровень профессионализма уступал руководителю.
Так или иначе, многие из патологий, перечисленных в этом списке можно преодолеть, закладывая "основы иммунитета" еще на стадии формирования или развития команды. Во многом это определяется тем, с каким типом команд мы имеем дело.
Наиболее часто встречаемый подход в типологизации команд выделяет несколько наиболее часто встречающихся типа команд:
Координирующие - сеть полуформальных команд в организации, координирующих работу организации в целом.
Внутренние - существуют внутри каких-либо подразделений организаций и обеспечивают работу данного подразделения.
Самоуправляющиеся команды - им делегировано право принимать любые решения, касающиеся их деятельности, за исключением того, что должна делать команда - это решение предопределяется стратегией компании.
Другой подход разделяет команды на управленческие, исполнительские и творческие, постоянные и временные, а также и по др. критериям. Безусловно, при формировании или развитии каждого типа команды должны учитываться как этот тип, так и цели дальнейшей работы развиваемой команды. Здесь может быть масса различий, как с точки зрения методологии, так и с точки зрения концепции. Однако есть и общие черты формирования и развития команд
Один из главных принципов командообразования - его единство с решением общеорганизационных задач. Это может означать, что только соединение групповой динамики с содержательными аспектами работы может принести положительные результаты командообразования. Процесс создания команды проходит по трем этапам: диагностическому, тренинговому и этапу психологического сопровождения команды.
В рамках диагностического этапа проводятся мероприятия, направленные на оценку совместимости членов команды, коррекцию ее состава путем отбора кандидатов, а также определения потенциала к совместной деятельности и форм проявления творчества у кандидатов.
Тренинговый этап по данной модели состоит из двух программ: "Эффективное взаимодействие в команде", в ходе которой группа последовательно двигается по пяти ключевым психологическим идеям взаимодействия в команде: от доверия к сотрудничеству, от сотрудничества к работе на общий результат, к творческим действиям и конструктивной самореализации; а также программы "Технологии эффективного решения проблем", в рамках которой отрабатываются навыки ситуационного анализа.