Ценообразование на туристические путевки
Процесс ценообразования должен рассматриваться с двух позиций - с точки зрения потребителя продукции (рыночная цена) и ее производителя (исходная цена). Розничная цена - это итоговая цена, в установлении которой последний «штрих» вносит покупатель. Потребитель не знает, каковы издержки производства, оценивает товар с учетом его потребительской стоимости (полезности), спроса и предложения на него, уровня инфляции денежной массы. Производитель же, наоборот, лучше знает свои издержки при формировании товара, нежели рыночные условия, которые его ожидают при обмене товара. Поэтому он устанавливает (прогнозирует) исходную цену, компенсирующую производственные затраты и обеспечивающую нормативный доход, а затем в процессе сбыта корректирует ее с учетом различных факторов, действующих в окружающей среде.
Методика установления исходной цены включает 6 этапов:
)постановка задач ценообразования; 2) определение спроса; 3)оценка издержек; 4) анализ цен и товаров конкурентов; 5) выбор метода ценообразования; 6) установление окончательной цены.
) предстоит решить, какую цель Спутник преследует с помощью конкретной услуги. Сюда будут входить: 1) обеспечение выживаемости, так как на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция; 2) максимизация текущей прибыли, то есть текущие финансовые показатели для предприятия важнее долговременных;
) Спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, то есть чем выше цена, тем ниже спрос. Большое значение на формирование цены оказывают цены и качество услуг конкурентов. Если услуги предприятия аналогичны товарам конкурентов, оно вынуждено будет назначить цену, близкую к цене услуг этих конкурентов. Именно этим объясняется относительное равенство стоимости путевок различных туристических фирм г. Благовещенска.
) Оценка издержек. При оценке издержек и формировании цены на предлагаемую услугу, важно учитывать себестоимость данной услуги. Так себестоимость путевки складывается из следующих компонентов:
проезд на теплоходе Благовещенск - Хэйхэ - Благовещенск;
проезд из Благовещенска до города назначения (билеты на самолет или поезд;
проживание в отеле выбранной категории;
автобус на экскурсии 2 дня;
питание по программе;
страховка;
услуги гида-переводчика.
) Как уже говорилось выше, цены на одноименные услуги конкурентов находятся на одном уровне.
) Выбор метода ценообразования. Выделяют следующие основные методы установления исходной цены.
. Начисление определенной наценки на себестоимость услуги.
. Расчет цены с обеспечением целевой прибыли. При этом предприятие стремится установить такую цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли.
. Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. В этом случае основным фактором ценообразования выступает покупательское восприятие.
. Установление цены на основе текущих цен конкурентов.
. Установление цены на основе закрытых
) установление окончательной цены.