Принципы менеджмента
Принципы управления организацией определены требованиями к системе, структуре и организации процесса управления. Т. о., принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения менеджеров по осуществлению управленческих функций. Все принципы менеджмента делятся на две большие группы: общие и частные принципы.
Общие принципы
- это обязанности всех менеджеров. Они включают в себя:
1. Принцип применимости - менеджмент разрабатывает руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.
2. Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учётом внутренних и внешних взаимоотношений.
3. Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные, функциональные, смысловые.
4. Принцип интеграции внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взглядов сотрудников.
5. Принцип ориентации на ценности - менеджмент включён в общественный окружающий мир.
Частные принципы
- это обязанности для отдельных менеджеров.
1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления - оптимальное распределение полномочий при принятии решений.
2 Принцип коллегиальности выработка коллективных решений на основе линейных руководителей разного уровня, а также исполнителей решений.
3. Принцип научной обоснованности управления - научное предвидение, планируемое во времени социальных, экономических преобразований. Такие управленческие действия должны применяться на основе научных методов и подходов.
4. Принцип плановости установление основных направлений и пропорций развития организаций в перспективе.
5. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности - каждый подчинённый должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.
6. Принцип частной автономии и свободы - вся инициатива исходит от свободно действующих экономических' субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию.
7. Принцип иерархичности и обратной связи - создание многоступенчатой структуры управления.
8. Принцип мотивации - менеджер осуществляет систему поощрений и наказаний.
9. Принцип демократизации управления участие в управлении организацией всех сотрудников.
10. Принцип законности - организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственных законов.