Коммуникация в менеджменте и маркетинге
Коммуникационный менеджмент - это вид специального менеджмента, использующий закономерности обмена информацией. Он обеспечивает эффективность организации по нескольким направлениям:
- разработка стратегии эффективности организации;
формирование корпоративной культуры;
формирование каналов коммуникации внутри и вне организации: издание газет, доска объявлений, горячий телефон и другое.
Коммуникативная функция в менеджменте - самое действенное средство развития организации, территории, города. Любая организация, стремящаяся занять на рынке определенную нишу, должна позаботиться о собственной индивидуальности.
К составляющим этой индивидуальности относится маркетинговая коммуникация.
Маркетинговую коммуникацию предприятия, фирмы, компании обеспечивают
образ фирмы (культура и философия);
фирменная реклама;
работа с общественностью.
Цели маркетинговой коммуникации:
- воздействие на поведение покупателя;
реализация социально-экономической политики;
продвижение на рынок товаров и услуг;
обеспечение информированности о своей деятельности.
Система маркетинговой коммуникации включает: рекламу, прямой маркетинг, содействие продажам, связи с общественностью.
Реклама - ведущее звено маркетинговой коммуникации, это форма неличного продвижения товаров и услуг. Она ускоряет процесс купли-продажи, а значит оборачиваемость капитала. Это целенаправленный поток информации о производителе и товарах для обеспечения сбыта и прибыли. Она закрывает неудовлетворенность потребностей, помогает потребителю осознать реально существующую потребность через рекламное предложение. Доля расходов на рекламу может составлять до 80% от цены товара. Доля расходов на рекламу в мире - 780 млрд. долл., в США - 320 млрд. долл., в России - 2 млрд. долларов.
В систему маркетинговой коммуникации входит прямой маркетинг. Это метод продвижения, цель которого - вовлечь в коммуникацию реальных и потенциальных потребителей и получить обратную связь. Средства: прямая почтовая реклама, продажи по каталогам, телемаркетинг, телефонный маркетинг, электронные продажи, факс, электронная почта.
Содействие продажам - метод продвижения с целью изменения установок потребителя за очень короткое время. Это: снижение цен (купоны, дисконтные карты, кредит, бесплатное сопутствующее обслуживание и т.д.); премии (бесплатный товар в придачу), испытания (подарки, презентации), игры (лотереи, конкурсы).
Связи с общественностью - особая функция управления, которая способствует поддержанию взаимопонимания между организацией и обществом.
Это функции высшего уровня управления, топ-менеджмента, ибо более 60% его - политический консалтинг. Основные его направления:
- предвыборные технологии и политический PR;
PR компании;
внутрифирменный PR;
прикладные исследования и работа с персоналом по созданию имиджа.
В последнее десятилетие ХХ века оказались востребованными интегрированные маркетинговые коммуникации. Лидеры рынка в различных отраслях объединили отделы, отвечающие за рекламу, PR, прямые продажи и продвижения в департаменты коммуникаций, подчиненные высшему исполнительному директору.