Технология принятия управленческих решений в области организационных изменениях
Технология принятия управленческих решений
В современном понимании технология означает нечто большее, чем совокупность технических приемов или способ. Термин “технология” трактуется в двух значениях: как совокупность знаний, сведений о способах (чего-либо) и процесса их сопровождения, а также как совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусствознании. Кроме того, технологию определяют как научную дисциплину, разрабатывающую такие приемы и способы.
В данной работе под технологией принятия решений будет рассматриваться системная деятельность лиц, принимающих решения о внедрении ОИ, представленную в форме плана, алгоритма, дающих возможность представления процессуальной характеристики деятельности, поэтапного достижения результата намеченных изменений [2].
Понятие “технология принятия решений”, при внедрении ОИ, включает следующие элементы, которые требуют ответов на определенные вопросы:
- идея, цель (зачем делать?);
- количество и качество объектов (что делать?);
- ресурсы (с какими затратами?);
- применение технологии (как делать?);
- исполнители (кто должен делать?);
- сроки (когда делать?);
- потребители (для кого делать?);
- место (где делать?);
- экономический, социальный, экологический, технический эффекты (что это дает?).
Если ответить на эти вопросы и увязать перечисленные элементы во времени и пространстве, по ресурсам и исполнителям, можно считать, что разработана технология.
Согласно российской школе принятия УР, схема принятия решения о внедрении изменений будет представлять собой прямое передвижение от одного этапа к другому (табл.2). После выявления проблемы, установления условий и факторов, способствующих ее возникновению, разрабатываются решения, из которых выбирается лучшее [23].
Более детальная структура процесса принятия решения по этапам и процедурам приведена ниже:
Таблица 2.
Схема принятия решения об организационных изменениях
Этап |
Процедура |
Постановка проблемы |
1. Возникновение ситуации; 2. Появление проблемы, требующей внедрения изменений; 3. Сбор необходимой информации; 4. Описание проблемной ситуации; |
Разработка вариантов решения |
5. Формулирование требований и ограничений к будущим изменениям; 6. Сбор необходимых данных; 7. Разработка возможных альтернатив ОИ; |
Выбор решения |
8. Определение критериев выбора; 9. Выбор решений, соответствующих критериям; 10. Оценка возможных последствий ОИ; 11. Выбор предпочтительного решения. |