Стадии и факторы принятия управленческих решений в области организационных изменений
Обратная связь. Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи, которая особенно важна при внедрении организационного изменения. Система отслеживания и контроля необходима для согласования, сопоставления и оценки фактических результатов с текущими, что ожидались в период принятия решения.
Обратная связь - поступление данных о том, что происходило до и после изменений - позволяет руководителю скорректировать решение, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.
При принятии решений необходимо учитывать еще целый ряд разнообразных факторов, как личностные оценки руководителя, уровень риска, время и изменяющееся окружение, информационные и поведенческие ограничения, отрицательные последствия и взаимозависимость решений.
Ошибки процесса принятия решений. Почему одни организационные изменения привели к ожидаемому результату, а другие нет?
Возможно, в последнем случае в процессе принятия решения об организационных изменениях была допущена одна или несколько ошибок, к наиболее распространенным из которых относятся следующие:
- было принято так называемое одностороннее решение;
- принятое решение было обусловлено эмоциями;
- отсутствовал системный подход к принятию решения;
- при выборе вариантов предпочтение было отдано "привычной" альтернативе;
- рассматривались только положительные варианты, возможный риск не был учтен;
- при принятии решений руководствовались предположениями, подспудными желаниями и ложными предпосылками, а не достоверной информацией;
- при принятии решений была допущена поспешность;
- неправильно были истолкованы факты;
- решение было принято импульсивно.
Количество этапов, операций и процедур определяется сложностью, типом решаемой проблемы.
Роль делегирования полномочий в процессе принятия управленческих решения в области организационных изменений
Для увеличения эффективности принятия управленческого решения об организационных изменениях, делегирование полномочий может сыграть не последнюю роль. Благодаря распределению полномочий исключается личностный фактор руководителя. Соответственно важно уметь распределять полномочия и обязанности между руководителями и топ-менеджментом.
Рассмотрим более подробно возможности делегирования полномочий при принятии решений об организационных изменениях.
Возможны два направления распределения полномочий:
- делегирование полномочий,
- централизация решения.
Делегирование и централизация принятия решения может иметь разные последствия (табл.4) [16, 20].
Таблица 4.
Последствия делегирования полномочий и централизации решений
Результат |
Преимущества делегирования Недостатки централизации |
Недостатки делегирования Преимущества централизации |
Успех фирмы |
- Улучшение рез-тов из-за повыше-ния ответственности исполнителей; - Снижение затрат; - Возможность отсутствия менеджера |
- Требуется высокая квалификация низших уровней управления; - Добавочные затраты на контроль принимаемых решений |
Качество решений |
- Высшее руководство может сосре-доточиться на страт-ческих решениях; - Реалистичность решений; - Далекие от реальности решения центра |
- Недостаточная однородность принимаемых решений; - Проблема квалификации низших уровней управления; - Длительный процесс осуществления |
Загрузка менеджмента |
- Разгрузка верхних уровней; - Ненужность штабов; - Разгрузка путей коммуникации |
- Загрузка подчиненных уровней; - Увеличение объема решений |
Координация |
- Самоопределение подчиненных уровней управления; - Их собственная ответственность; - Вмешательство высшего звена лишь в исключительных случаях |
- Возможность конфликта с нижними уровнями управления; - Повышение необходимости их контроля |
Социально-психологичес-кие эффекты |
- Дополнительные возможности развития низших уровней управления; - Повышенные требования к производительности у подчиненных менеджеров; - Переживание за успех, удовлетворенность у них |
- Перепоручения низшим уров-ням управления (снятие ответственности); - Стресс из-за ответственности у низших уровней менеджмента; - Меньше возможности для принятия решений у руководства |