Концепция «экологии популяций» или организационная экология
В менеджменте и организационной теории концепция «экологии популяций» начала набирать популярность с середины 70-х гг. XX в., когда были опубликованы первые работы американских организационных социологов Г. Олдрича , Дж. Пфеффера , Дж. Фримена и М. Ханнана .
Главным же источником возникновения этой теории послужил классический труд американского социоэколога А. Хоули «Экология человека». Актуальная информация как отправить посылку в грецию у нас.
Хотя некоторые авторы противопоставляют его системному подходу, но он, скорее, дополняет его, позволяя немного по-иному взглянуть на функционирование организационной системы в меняющихся условиях внешней среды.
В центре внимания организационной теории находятся не отдельные лица и организации, а близкие по профилю (производимым продуктам или услугам) группы организаций - популяции, как подсистемы организационной экосистемы. Популяции живут и взаимодействуют почти по законам живого мира, в процессе развития-эволюции группируются в экологических нишах; каждая ниша характеризуется «своими» ресурсами, потребителями, партнерами, конкурентами, регуляторами.
Внешняя среда представляет собой сферу, где организации сотрудничают и конкурируют за ограниченные ресурсы, и она играет по отношению к организации детерминирующую (предопределяющую и ограничивающую) роль. Организация и ее окружение, таким образом, составляют единую экосистему.
Основной принцип взаимоотношений организации с внешней средой - изоморфизм. Принцип изоморфизма гласит, что обязательное условие выживания и эффективного развития организации - выработка организационных форм и структур, изоморфных (подобных, адекватных) той экологической нише, в которой она находится. Соответственно, разнообразие организационных форм обусловлено разнообразием организационных сред - экологических ниш. При этом организация, чтобы обеспечить изоморфность, должна не только адекватно приспосабливаться к окружению, но и активно влиять на него (быть проактивной). Эффективность организации определяется ее способностью к выживанию.
Поскольку емкость внешней среды (с точки зрения ресурсов и клиентов) ограничена, то в ней может функционировать ограниченное число организаций, следовательно, организации, ведущие себя реактивно и не адаптировавшиеся к меняющимся условиям, прекратят свое существование, а организации, ведущие себя проактивно, и у которых хорошо развиты адаптационные процессы и структуры, выживут. Иными словами, конкуренция обусловлена не столько свойствами самой организации, сколько свойствами внешней среды. Конкуренция - это естественный отбор и борьба за выживание.
Менеджеры могут воздействовать на способность организации к выживанию лишь в незначительной степени (в краткосрочной и среднесрочной перспективе). С другой стороны, менеджеры могут и должны прилагать усилия для обеспечения адаптации путем изоморфной деятельности по изменению стратегий, структур и действий организации.
Иногда концепцию организационной экологии называют организационной версией теории Дарвина. На первый взгляд, она кажется слишком жесткой и детерминистской, не оставляющей места для творчества менеджеров и сотрудников. Тем не менее, у нее есть свои достоинства.