Цели, задачи и особенности менеджмента предприятий малого бизнеса
) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
) разработка стратегии развития организации и реализация;
) определение целей развития организации;
) выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач[42].
В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность малого бизнеса, выделяют текущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент.
Текущий обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени.
Опережающий (перспективный) менеджмент связан с прогнозированием, планированием и реализацией нововведений с учетом риска.
Контролирующий менеджмент нацелен на корректировку и преодоление негативных последствий принятых в прошлом решений [9,25].
Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами [9,25].
Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях (лат. functio - обязанность, круг деятельности, назначение, роль) [43].
Под функциями менеджмента можно понимать:
• целевое назначение управленческой деятельности вообще;
• ту или иную общую задачу, которую необходимо решить (такая задача бывает основной и обеспечивающей, например планирование и мотивация);
• относительно самостоятельный вид управленческих действий;
• определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения управленческого труда, где принимаются специфические решения [9,28].
Особенности менеджмента малого бизнеса определяются функциями, возложенными на малые предприятия, их местом в экономике страны, деловой средой, в которой они развиваются, наконец, государственной политикой [42].
Как и любая другая деятельность, менеджмент осуществляется в соответствии с определенными принципами, т. е. правилами. Они могут быть общими для всех его видов или могут относиться к некоторой их части. Соблюдение принципов обеспечивает успех, несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.
К основным принципам менеджмента можно отнести следующие.
Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством фирмы практически невозможно управлять по наитию, без тщательной проработки решений. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на ее изучение попросту нет времени. Тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, чутье, опыт. Таким образом, фактор неопределенности функционирования и развития социальной системы превращает управление в искусство [9,30].
Целенаправленность. Менеджеры действуют не просто так, а ради решения конкретных проблем, стоящих в данный момент перед хозяйствующим субъектом.
Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту, субъекту или процессу с учетом его особенностей. Семейным магазинчиком нельзя управлять так же, как гигантской корпорацией, а научными разработками - по аналогии с работой у конвейера. Но, с другой стороны, поскольку во всех этих случаях имеют место управленческие действия, они должны содержать в себе некие универсальные моменты [53].
Последовательность. Все управленческие шаги осуществляются в строго определенном порядке, как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию. В ряде случаев управленческие операции могут осуществляться циклично, повторяться через определенные промежутки времени (например, контроль, составление бухгалтерских отчетов).