Понятие и виды организационной структуры предприятия
Построение структуры управления организацией - это важная составная часть общей функции управления - организация, одной из центральных задач которой является создание необходимых условий для выполнения всей системы планов организации. Ее реализация может потребовать реструктуризации как самой организации, так и ее управляющей системы, а также создания условий для формирования высокочувствительной к изменениям культуры организации.
Под организационной структурой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры могут являться: отдельные работники, отделы, службы, другие звенья.
Между структурой управления и организационной структурой существует тесная связь: структура организации отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями, группами и людьми, а структура управления создает механизмы координации, обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач организации. Как правило, мероприятия по проектированию или изменению состава самой организации (разукрупнение, объединение, слияние с другими организациями и др.) вызывают необходимость соответствующих перемен в структуре управления.
Структура управления представляет собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементы - это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ. Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления .
В современной теории и практике менеджмента выделяют 2 типа организационных структур:
. бюрократические (механистические): начало 20 века.
Главными понятиями бюрократического типа структур являются: рациональность, ответственность, иерархичность. Поэтому бюрократические структуры эффективны в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечить слаженную и четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель.
Существует несколько видов бюрократических организационных структур, среди которых выделяют линейную, функциональную, линейно-функциональную, линейно-штабную и дивизиональную организационные структуры.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
В основе формирования функциональной структуры (рисунок 1) лежит принцип полноправного распорядительства, когда каждый руководитель имеет право давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию. Преимуществом данной структуры является принцип полноправного распорядительства, создающий условия для формирования аппарата специалистов, которые в силу своей компетенции отвечает лишь за определенный участок работы. Это позволяет ликвидировать дублирование в решении задач. Недостатком является способствование психологической обособленности отдельных руководителей, считающих свои задачи главными.
Рисунок 1 - Функциональная организационная структура
Основу линейно-функциональной структуры (рисунок 2) составляет шахтный принцип построения и специализация управления персонала по функциональным подсистемам организации. По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахт"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Данная структура является самой распространенной.