Концепция взаимосвязи стратегии и организационной структуры
сопряжены со значительной неопределенностью;
рискованные;
связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные последствия для предприятия;
требуют знаний;
субъективны по своей природе.
В связи с этим, любая организация, прежде всего, должна для себя осознать необходимость перехода к новой организационной структуре, а также выявить кадровый потенциал, способный квалифицированно внедрить такие изменения.
При проектировании организационной структуры организация должна определиться с доминирующей в данный момент стратегией и ознакомиться с аналогичными организациями.
Стратегический выбор организации может быть связан с приоритетом одного из трех направлений развития, характерных для разных стадий существования организации:
а) Если организация делает ставку на создание нового продукта, то закономерно, в ее организационной структуре должны будут доминировать проектные формы организации;
б) Если организация делает ставку на продвижение товара на рынке, то в ее организационной структуре будут возникать функциональные звенья, появляться департаменты, ответственные за те или иные сегменты рынка;
в) Если организация озабочена технологией, снижение затрат на производство, экономией средств, то, скорее всего в ее организационной структуре будут доминировать линейные звенья, обусловленные жесткими технологическими процессами .
Анализируя прототипы, можно увидеть, что они представлены двумя типами: первый - общетеоретические; вторые - конкретные, примеры существующих кампаний. Работающих в аналогичных областях бизнеса и примерно похожих технологический условиях.
Для получения информации о конкретных прототипах можно воспользоваться специальной литературой, литературой по менеджменту, пройти стажировку в аналогичных компаниях, а также обратиться за помощью к консультантам. Делая выбор из ряда возможных прототипов, необходимо учитывать и стратегию организации, специфичную для каждой фирмы.
Несоответствие организационной структуры и выбранной стратегии очень сложно предсказать в далекой перспективе. Именно поэтому команды, которые занимаются разработкой новых бизнесов, обычно дают излишне оптимистичные прогнозы и недооценивают сложности их выполнения. Так же данное несоответствие предполагает, что компания, если она не готовы действовать по стратегии А, должна выбрать стратегию Б (по крайней мере как промежуточный вариант). Развивая мысль дальше можно сказать, что осуществление выбранной стратегии и организационные изменения - это два процесса, которые должны идти параллельно и оказывать взаимное влияние. Именно это позволит организациям развиваться, по крайней мере, так же быстро, как и их рынки.
В сегодняшней экономической ситуации многие руководители компаний ищут резервы в совершенствовании организационной структуры. Сомнений нет: правильно организованное взаимодействие между сотрудниками и подразделениями способно существенно повысить эффективность бизнеса .
Всегда организационная структура компании была следствием принятых стратегических решений, и наоборот, структура, не соответствующая выбранной стратегии, мешала развитию компании и неизбежно подвергалась трансформации. Этому высказыванию соответствует общий принцип подчинённости структуры по отношению к стратегии. Учёт этого принципа при разработке организационной структуры позволит избежать необязательных ошибок и будет способствовать повышению эффективности бизнеса.