Основные направления перестройки работы кадровых служб в решении проблемы адаптации персонала
Третий подход. Интегральная система оценки эффективности адаптационных программ. При интегральной системе оценки эффективности программ адаптации не только делается основной акцент на разработку различных критериев эффективности (субъективных и объективных), но и анализируется их влияние на внутриорганизационные процессы. Другими словами, интегральная система позволяет понять взаимозависимость результатов адаптации персонала и деятельности организации в целом через формирование лояльности, понимание стратегических целей.
Можно заметить, что группа субъективных показателей имеет сходство с оценкой эффективности адаптации персонала через удовлетворенность. Однако в рамках второго подхода оценка эффективности адаптации носит двойной характер (рассматриваются вместе две группы показателей - субъективные и объективные). В рамках этого наличие объективных показателей позволяет сделать вывод, что результат процесса адаптации может быть количественно измерен и интерпретирован, а субъективизм в процессе оценки удовлетворенности несколько "снижен".
Таблица 1
Взаимосвязь результатов адаптации персонала и показателей эффективности и их влияние на организационные процессы
Показатели эффективности |
Область их влияния |
Перспективы карьерного роста |
Возможность внутреннего рекрутинга и уменьшения затрат на набор нового персонала, взаимосвязь с лояльностью |
Заинтересованность организационной культурой |
Лояльность, идентификация человека с компанией |
Разделение целей организации |
Присоединение сотрудника к организации, согласованность личных и организационных целей |
Удовлетворенность коллективом |
Доброжелательность при общении, открытость, проговариваемое желание работать в коллективе, активность, групповая динамика, командная работа, социализация и индивидуализация, формальность и неформальность общения |
Удовлетворенность руководителем |
Лояльность, мотивация к труду, психологический климат в коллективе |
Принятие организационных норм и правил |
Адекватная система субординации, понимание своей роли и места в организационных отношениях, отсутствие простоя в работе, прозрачность каналов коммуникации |
Прозрачность должностной инструкции |
Адекватность описанных в должностной инструкции обязанностей реальной деятельности, отсутствие временных затрат на доработку и разъяснение, быстрое начало выполнения непосредственных обязанностей |
Открытость по отношению к коллективу и руководителю |
Лояльность к коллегам и руководителю, активное обсуждение возникающих проблем |
Успешное входное обучение |
Готовность к обучению, быстрота входного обучения, позволяющая незамедлительно приступить к работе, отсутствие необходимости повторного обучения, позволяющее сократить финансовые и временные затраты |
Удовлетворенность организацией рабочего места |
Лояльность и соответствующая оснащенность позволяет выполнять работу в срок |
Отсутствие конфликтов |
При влиянии конфликтных ситуаций на качество работы меньшая вероятность стресса |
Заинтересованность работой |
Лояльность, присоединение к организации через работу, повышение компетентности в процессе работы |
Прозрачность результатов и ошибок |
Внимание к достижениям формирует лояльность, понимание ошибок помогает проанализировать и избежать их повторения в будущем, тем самым достигается экономия временных, материальных и финансовых затрат |
Соответствие работы и квалификации |
Быстрота включения в основную работу, уменьшение вероятности возникновения стресса или недовольства работой, снижение временных и финансовых затрат на дополнительное обучение, уменьшение времени на контроль |
Координация деятельности с другими сотрудниками |
Эффективность групповой работы, понимание своего вклада в достижение общего результата |
Удовлетворенность организацией в целом |
Лояльность, карьерный рост |
Удовлетворенность организационной культурой |
Лояльность, комфортное психологическое состояние |
Разделение целей и видения компании |
Присоединение к организации, полное включение в процесс работы, соединение личных и организационных целей |
Прозрачность оценки работы |
Осознание результата и оценки, мотивация, влияние на финансовое вознаграждение |
Наличие системы мотивации |
Лояльность, стимуляция в профессиональном плане |
Удовлетворенность системой вознаграждения |
Мотивация, результативность, стимуляция к профессиональному развитию и карьерному росту |
Удовлетворенность организацией рабочего времени в компании и труда 8 целом |
Лояльность, планирование рабочего времени, распределение производственных усилий |