Направление социальных программ компаний
Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системный характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.
Среди наиболее распространенных направлений социальных программ компаний можно выделить такие, как: развитие персонала, охрана здоровья и безопасные условия труда, социально ответственная реструктуризация, природоохранная деятельность и ресурсосбережение, развитие местного сообщества и добросовестная деловая практика.
Развитие персонала
Эти программы проводятся в рамках стратегии развития персонала с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников. В число социальных программ по развитию персонала компании могут входить следующие направления деятельности:
§ обучение и профессиональное развитие
§ применение мотивационных схем оплаты труда
§ предоставление сотрудникам социального пакета
§ создание условий для отдыха и досуга
§ поддержание внутренних коммуникаций в организации
§ участие сотрудников в принятии управленческих решений
Охрана здоровья и безопасные условия труда
Реализация этих программ обеспечивает создание и поддержание дополнительных, по отношению к законодательно закрепленным, норм охраны здоровья и условий безопасности на рабочих местах. Программы в рамках данного направления социальной активности компании, как правило, охватывают следующие сферы деятельности:
§ охрана труда и техника безопасности
§ медицинское обслуживание персонала на предприятии
§ поддержание санитарно-гигиенических условий труда
§ поддержание материнства и детства
§ создание эргономичных рабочих мест
§ профилактика профессиональных заболеваний
Социально ответственная реструктуризация
Это направление социальных программ призвано обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, прежде всего в интересах персонала компании.
Распространенной практикой является проведение подобных программ в партнерстве с объединениями работодателей и местными, региональными, а в некоторых случаях и федеральными органами власти. В ходе программ социально ответственной реструктуризации обычно проводятся информационные кампании, освещающие предстоящие в компании структурные изменения, мероприятия по профессиональной переподготовке, содействию в трудоустройстве, осуществляются компенсационные выплаты сотрудникам, попавшим под сокращение и т.п.
Природоохранная деятельность и ресурсосбережение
Это направление социальных программ компании, которые осуществляются по инициативе копании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду.
В рамках данного направления социальной активности компании проводятся программы по:
§ экономному потреблению природных ресурсов
§ повторному использованию и утилизации отходов
§ предотвращению загрязнения окружающей среды
§ организации экологически безопасного производственного процесса
§ организации экологически безопасных транспортных перевозок
Компании также проводят акции по озеленению, «субботники» и т.п.
Развитие местного сообщества
Эти социальные программы осуществляются на добровольной основе и призваны внести вклад в развитие местного сообщества.
Компании оказываются вовлеченными в жизнь местного сообщества путем реализации следующих программ:
§ поддержка социально незащищенных слоев населения
§ оказание поддержки детству и юношеству
§ поддержка сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения
§ спонсирование местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий
§ поддержка социально значимых исследований и кампаний
§ участие в благотворительных акциях
Добросовестная деловая практика
Эти социальные программы компании имеют цель содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании.
Программы социальной активности компании, направленные на распространение добросовестной деловой практики, выражаются в проводимой компанией политике информационной открытости в отношении собственников, поставщиков, бизнес-партнеров, клиентов и заинтересованных сторон, в организации крупными компаниями программ содействия малому бизнесу, в программах по добровольному ограничению сфер ведения бизнеса (например, введение запрета на курение на рейсах авиакомпаний или распространения табачными компаниями политики отказа от продажи сигарет несовершеннолетним), а также в программах сотрудничества с органами государственного управления, ассоциациями потребителей, профессиональными объединениями и общественными организациями.