Теоретические основы организации и техники импортных операций
На сегодняшний день импорт товаров и услуг является составной частью внешнеторговой деятельности предприятия. Импортная операция представляет собой коммерческую деятельность, связанную с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну покупателя для последующей их реализации на внутреннем рынке. При этом ввозимый товар может быть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем для переработки.
Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности Российской Федерации» от 13 октября 1995 г. импорт определяется как ввоз товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности (в том числе исключительных прав на них) на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Необходимым условием импортной операции является платежеспособность импортера. Ее основными признаками являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение товаром границы страны-импортера.
Как любая внешнеэкономическая операция импортная сделка включает в себя три этапа: подготовка, заключение контракта и его исполнение. При этом данные этапы импортной сделки имеют свои особенности.
В основе подготовки предполагаемых закупок должно лежать систематическое изучение и прогнозирование спроса отечественных потребителей в сфере личного и производственного потребления, либо прогнозирование собственного производства и потребления в сопоставлении с реальными экспортными и производственными возможностями фирм-производителей. [3. с. 320]
Изучение конъюнктуры рынка для импортера также важно, как и для экспортера и выполняется в целях выявления современных требований к товарам, закупка которых планируется; определения возможных поставщиков с точки зрения качества товаров, технического уровня производства и их финансового положения; определения уровня цен и прогноза его изменения; определить наиболее целесообразный метод закупки: напрямую у производителя, через посредников, используя различные формы встречной торговли и т.д.;
Планирование внешнеторговой операции, на первом этапе исполнения сделки, представляет собой разработку взаимосвязанных по времени и содержанию организационных и коммерческих мероприятий. Оно включает в себя: рассылку запросов поставщикам, агентам, брокерам, организация международных торгов; разработку технических требований на закупаемые товары; согласование требований и условий закупок товаров с потребителями, если внешнеторговая организация является посредником; проведение переговоров или торгов и заключение контрактов; выполнение контрактных обязательств и контроль за выполнением.
Подготовка к исполнению сделки также предусматривает проведение рекламной компании. При импортных операциях реклама играет незначительную роль, а нередко и вообще отсутствует, однако в ряде случаев и импортеры прибегают к ней, чтобы представить себя в деловых кругах в качестве крупных покупателей, выявить потенциальных поставщиков, а также обострить между ними конкуренцию. [2. с. 57-59]
Особое внимания на этапе подготовки импортных операций анализу поступающих от иностранных фирм оферт, а также подготовке запросов, заказов иностранным фирмам и их направление адресатам.