Правовое регулирование внешнеторговой деятельности в России
С 1 января 2010 г. на территории Таможенного Союза применяется Товарная номенклатура ВЭД и Таможенный тариф ТС.
В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» с 1 января 2010 года вступили в силу следующие международные документы:
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года
Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;
Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок - Единого Таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;
Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12 декабря 2008 года.
Кроме того, с 1 января 2010 года на территории Таможенного союза применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и Единый таможенный тариф Таможенного союза, а также установлены:
Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом;
Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 г. устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции;
Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза;
Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза;
Важнейшим элементом регулирования внешней торговли Таможенного союза является применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, к которым относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Правовой основой применения мер торговой защиты на единой таможенной территории Таможенного союза является Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г., вступившее в силу с 1 июля 2010 г. Данное Соглашение регулирует отношения, возникающие в связи с импортом товаров, происходящих с таможенных территорий третьих стран и предназначенных для таможенной территории государств - членов ТС.
В рамках данной дипломной работы необходимым также является рассмотрение особенностей государственного регулирования импорта алкогольной продукции. В настоящее время доля импортного алкоголя на российском рынке довольно велика, она составляет около 60%, но в тоже время отмечается высокий уровень теневого оборота алкогольной продукции, составляющий около 50% от общего объема рынка и криминализации алкогольного рынка. В этой связи, очень актуальными является вопросы контроля ввозимой алкогольной продукцией, предотвращение ввоза контрафактной продукции и не соблюдения законодательства Российской Федерации.
Государственное регулирование в области импорта алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, контроль за качеством ввозимой алкогольной продукции качества и соблюдением законодательства, норм и правил.
Правовые основы импорта алкогольной продукции представляют собой систему нормативных правовых актов различной юридической силы. К ним относятся указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ, нормативные акты Министерств и Ведомств РФ (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство экономического развития и торговли, Федеральное агентство по промышленности, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба и т.д.).
При этом ключевую роль в системе федерального законодательства, регламентирующего импортную деятельность субъектов рынка алкогольной продукции, играет Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Данным законом установлен порядок регулирования экспорта и импорта алкогольной продукции, лицензирования импортируемой алкогольной продукции, а также содержаться сведения об акцизных марках. В соответствии с требованиями статьи 13 данного закона вывоз или ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции осуществляется организациями в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ, с соблюдением требований, установленных Федеральным законом №171-ФЗ. Качество ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции должно быть не ниже качества алкогольной продукции, предусмотренного государственными стандартами, техническими условиями в области производства и оборота алкогольной продукции. Требования Федерального закона №171-ФЗ в отношении ввоза алкогольной и спиртосодержащей продукции являются едиными для всех импортеров независимо от того, для каких целей осуществляется ввоз указанной продукции (для нужд производства или для перепродажи).