Внешняя среда организации
. Потребители. В качестве потребителей продукции организации выступают как граждане, нуждающиеся в удовлетворении своих потребностей, так и предприятия, чьи потребности связаны с осуществляемым ими бизнесом. Менеджер должен всегда помнить, что потребитель является центральной фигурой рынка, отправной точкой рыночных отношений. От изучения своего потребителя, а в ряде случаев от его создания в очень многом зависит благополучие организации, ее высокие прибыли.
. Конкуренты. Главным объектом конкуренции являются потребители продукции организации. Конкурентную борьбу приходится также вести за капитал, трудовые ресурсы, сырье и материалы. Уровень конкуренции зависит от способности организации эффективно соперничать с производителями аналогичной продукции путем более полного по сравнению с соперниками удовлетворения потребностей покупателей, создания более благоприятных, чем у конкурентов, условий инвестирования, лучших условий труда и более высокой его оплаты, привлекательной конъюнктуры для поставщиков сырья и материалов.
. Правовая среда и органы государственного и муниципального управления. Правовая среда характеризуется:
степенью благоприятствования законодательства для деятельности организации, поощрения бизнеса и создания соответствующего нормативного обеспечения;
равенством условий деятельности для всех организаций данной отрасли независимо от форм собственности;
возможностью быстрого и справедливого разрешения возникающих противоречий и конфликтов с поставщиками, потребителями, конкурентами и партнерами по бизнесу в административном и судебном порядке;
долговременностью, стабильностью и определенностью правовых норм.
Органы государственного и муниципального управления должны:
неукоснительно соблюдать государственное и региональное законодательство и соответствие последнего федеральным нормам;
обеспечивать правопорядок и защиту организаций и их собственности от преступных посягательств (рэкетиров, мошенников, воров, взяточников);
своевременно и полно информировать организации о всех принимаемых властью решениях и новых нормативных актах;
обеспечить быстрое рассмотрение и прохождение в органах власти дел организаций и объективный подход к ним.
Факторами косвенного воздействия являются: политика, экономика, культура и социальные факторы, отношения с местными жителями, технический и технологический прогресс (новации).
. Политика. Влияние политической среды организации проявляется в следующих направлениях:
наличие стабильной политики, органов власти и законодательства создает благоприятный фон для деятельности организации, гражданских институтов демократического общества, способствует привлечению инвестиций;
с политической обстановкой связано наличие и характер дипломатических отношений с иностранными государствами, в которых заинтересована организация, а также таможенная политика;
политика определяет отношение властей, в том числе и местной администрации, к частной собственности и предпринимательской деятельности;
с политикой неразрывно связано формирование и функционирование в органах законодательной власти групп влияния (лоббистов), которые могут представлять и отстаивать интересы организации.
. Экономика. Экономическая среда проявляется в деятельности организации самым непосредственным образом:
экономический подъем, спад, кризис оказывают глубокое влияние на организацию, но это влияние не однозначно: общий экономический спад может привести к подъему экономики организации и наоборот;
от состояния экономики зависит покупательная способность населения;
состояние экономики во многом определяет стоимость используемых организацией ресурсов (сырья, материалов, трудовых ресурсов);
от состояния экономики зависят возможность и условия получения капитала (инвестиционный климат, государственный бюджет, процентная ставка кредита);
состояние экономики во многом определяет валютные курсы, курсы акций и ценных бумаг;
экономические обстоятельства формируют спрос, предложение и цену товаров;
экономика в значительной степени определяет возможность получения организацией внутренних и внешних займов;
с экономикой тесно связаны условия и ставки налогов, пошлин, арендной платы.
Влияние экономики на организацию не всегда прямолинейно. Так, в СССР при общей экономической деградации отдельные организации (например, в оборонной области) развивались весьма успешно.