Эволюционный генезис системы управления персоналом в организации
Для всех нас контроль со стороны неприятен. Каждая работа выигрывает от максимально возможной степени самоконтроля. Большинство людей стремятся в процессе работы приобрести новые знания. Повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития, принимаются гораздо охотнее, чем заниженные.
Сотрудники резко негативно реагируют, если их старания и полученные ими лучшие результаты приводят только к тому, что их еще больше нагружают, особенно если это никак не компенсируется в денежном отношении. Прибыль, которую Вы можете получить благодаря заинтересованной работе своих сотрудников, возникает не из охоты за секундами, а из возможностей самовыражения и самореализации, которые предоставляются тому, кто работает. К числу ярких представителей концепции человеческих ресурсов относится американский ученый Дуглас Мак-Грегор.
Д. Мак-Грегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:[2]
1. задания, которые получает подчиненный;
2. качество выполнения задания;
. время получения задания;
. ожидаемое время выполнения задания;
. средства, имеющиеся для выполнения задания;
. коллектив (окружение), в котором работает подчиненный;
. инструкции, полученные подчиненным;
. убеждение подчиненного в посильности задания;
. убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
. размер вознаграждения за проведенную работу;
. уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы зависят от руководителя, в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. Д. Мак-Грегор сформулировал, что на основе этих факторов возможно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал теорией «X» и теорией «Y» (рисунок. 2 и рисунок 3 ).
Рисунок 2.- Положения теории «Х»
Рисунок 3 - Положения теории «Y»
Как можно заметить, теория «X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше параметрам.[5]
Теория «Y» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.
В чистом виде теории «X» и «Y» являются взаимоисключающими и диаметрально противоположными. Полярные позиции и отвлеченность от реально существующих систем управления определяют их неустойчивое положение в прикладной науке. Однако на созданной Мэйо - Мак-Грегором - Барнардом основе возникают теории, имеющие большую практическую направленность.
Вначале были попытки усовершенствовать теории «X» и «Y». Был предложен так называемый «laisser-faire» - стиль анархического типа. В теории «X» ответственность и контроль находятся на верхнем уровне управления, в теории «Y» - они делегированы вниз. Теория «laisser-faire» предусматривает спонтанное распределение ответственности по уровням управления, при этом считается, что ответственность сама распределится наиболее целесообразным, с точки зрения управления, образом.
Кроме того, система со спонтанным распределением ответственности должна быть в большей степени адаптирована к возможным изменениям внешней среды.
На этом фоне Уильям Оучи предложил свое понимание рассматриваемого вопроса, получившее название теории «Z» и теории «А», чему в немалой степени способствовали отличия в управлении, соответственно, в японской и американской экономиках.
У. Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии теории «А» в ущерб человеческому фактору (это было присуще прежде всего США, где в начале 60-х годов ни одного цента не было ассигновано правительством на совершенствование подхода к управлению).[16]
Поэтому, корректируя такую тогда повсеместно распространенную практику, теория «Z» базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (в положительном смысле - как внимание к человеку) и групповом методе принятия решения, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение.
В целом японский (тип «Z») и американский (тип «А») подходы разнонаправлены (таблица 1).
Таблица 1 - Модели управления людскими ресурсами
Подход |
Тип «А» Американские организации |
Тип «Z» Японские организации |
«Человеческий капитал» |
Малые вложения в обучение Обучение конкретным навыкам Формализованная оценка |
Крупные вложения в обучение Общее обучение Неформализованная оценка |
«Трудовой рынок» |
На первом месте - внешние факторы Краткосрочный найм Специализированная лестница продвижения |
На первом месте - внутренние факторы Долгосрочный найм Неспециализированная лестница продвижения |
«Преданность организации» |
Прямые контракты по найму Внешние стимулы Индивидуальные рабочие задания |
Подразумеваемые контракты Внутренние стимулы Групповая ориентация в работе |