Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации
Любые проблемы, возникающие в ходе внедрения инноваций, связаны с неадекватной реакцией людей на эти изменения. Практически любая инновационная стратегия встречает на своем пути сопротивление со стороны субъектов инноваций. Причиной этому часто становятся инертность и консерватизм, изначально присущие человеку и создающие внешние и внутренние барьеры на пути инноваций.
Можно выделить факторы внешнего и внутреннего сопротивления инновациям.
"Под внутренним сопротивлением инновациям
следует понимать нежелание или полный отказ участвовать в этом процессе со стороны организованных единиц компании, руководителей различных уровней управления и самих служащих. Данный вид сопротивления носит как осознанный, так и неосознанный характер и зависит от множества факторов. Среди основных факторов можно выделить:
1- характер внутрифирменного управления (в частности такие функции, как планирование и контроль);
2- уровень развития коммуникаций и системы сбора и анализа информации;
- профессиональную подготовку служащих;
- практику принятия решений руководством компании". [8;310]
Степень сопротивления инновациям во многом зависит от характера системы коммуникаций - от организации сбора и анализа информации, количества уровней управления, через которые она проходит, от наличия обратной связи, т.е. открытого доступа к информации всех заинтересованных единиц компании.
От степени информированности и компетентности подчиненных зависит поддержка курса инновационной политики. "Учеными разработана так называемая "кривая трансформации", которая наглядно демонстрирует, как руководство компании может оптимизировать инновационные процессы. Обычно первоначальная реакция на инновационное решение руководства - состояние шока и иммобилизации всех затронутых субъектов. Это является естественным процессом, т.к. нарушается стабильность и ставятся под угрозу ожидания служащих. Затем наступает стадия отрицания - негативное отношение к самому факту будущих изменений, при этом у человека появляется ощущение "ложной компетенции".
На третьем этапе, понимая неизбежность инновационного процесса и не обладая основной информацией о его сущности, служащие задаются вопросом об их роли в данном процессе.
Далее следуют пассивное согласие и полный отказ от прошлых планов.
Пятая стадия характеризуется ростом компетентности служащих, тестированием собственных возможностей, проявлением инициативы и заинтересованности.
На шестом этапе служащие пытаются полностью осмыслить происходящие перемены, найти объяснение их неизбежности и важности для компании, максимально изучить детали инновационного проекта.
На заключительной стадии происходят включение служащих в инновационный процесс, поиск путей его оптимизации и формирование нового мировоззрения". [8; 312]
"Кривая трансформации" носит условный характер и зависит от множества факторов, в том числе от вида инновации, корпоративной культуры, личностных характеристик самих служащих и т.д. Однако в данном подходе виден алгоритм сокращения времени восприятия изменений, а значит, и поддержки служащими инновационных проектов.
Внешнее сопротивление
. "Можно выделить шесть групп рыночных субъектов, активно влияющих на эффективность осуществления инноваций: финансовые институты, средства массовой информации, образовательные учреждения, рынок трудовых ресурсов, государственные законодательные институты, деловые сообщества". [8; 314]
Вывод
. Любой инновации всегда сопутствует сопротивление. Внутреннее сопротивление вытекает из субъективизма руководства, консерватизма служащих, недостаточности информации и низкой степени коммуникативности между отдельными уровнями и подразделениями компаний. Для снижения сопротивления инновациям на этом уровне руководитель должен обеспечить участие низового звена управления и служащих в планировании и принятии решений. Информированность стимулирует служащих к выработке рационализаторских предложений по эффективному внедрению инновационных проектов, а участие в предпроектной фазе гарантирует поддержку проекта на стадии реализации. Таким образом, "кривая трансформации" может стать значительно короче, а сам процесс - менее болезненным. Также руководителю необходимо вовремя нейтрализовывать внешнее сопротивление, которое оказывают такие субъекты микросреды, как финансовые институты, деловые сообщества, СМИ, профсоюзы, система образования, государственные учреждения и др.