Понятие антикризисного управления
Важной проблемой антикризисного управления на современном этапе его развития является неоднозначность трактовки ее предмета и объекта. Сложность данного вопроса состоит в том, что система антикризисного управления, по мнению большинства авторов, трактуется как совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретным предприятиям. Сужение антикризисного управления до микроуровня приводит к трактовке управления в целом как микроэкономической категории, что дает возможность предположить, что на уровне отрасли, государства существует не управление, в том числе и антикризисное, а регулирование. Система антикризисного управления является не только подсистемой отдельных хозяйствующих субъектов, но и значимой компонентой систем более высокого уровня (отрасль, регион, страна), влияние которых в рамках осуществления комплексного системного взаимодействия определяет вектор развития антикризисного менеджмента в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что антикризисное управление изучает и отношения, возникающие на макроэкономическом уровне.
Предметом антикризисного управления является система отношений, возникающая по поводу экономического кризиса. Она исследует условия возникновения, специфику и формы проявления, этапы и динамику развития, периодичность появления и меры по ликвидации последствий экономических кризисов на различных уровнях хозяйствования. При этом объектом исследования могут являться не только малые экономические системы, как это принято в теории и на практике развития антикризисного управления, но и большие экономические системы; делается акцент на том, что при формировании антикризисных мер необходимо учитывать синергетику взаимодействия и взаимовлияния факторов и условий экономического развития объектов управления с учетом фазы жизненного цикла как малых, так и больших экономических систем. Функциональное поле антикризисного управления как системы представляет собой отображение его предметной области, включающей в себя элементы, возникающие на стыке взаимодействия систем управления разных уровней (работник, предприятие, муниципальное образование, область, регион, государство). Из этого следует, что антикризисное управление может быть представлено двумя целевыми функциями. Финансовая функция заключается в максимизации по истечении периода такого управления рыночной стоимости предприятия-банкрота, чего необходимо достигнуть в результате финансового оздоровления и эффективного инвестирования в новые для предприятия сферы деятельности. Социальная функция состоит в сохранении предприятия как действующего и способного предоставлять применение местному труду и капиталу, а также привлекать инвестиции.