Формирование и оформление дел
подшиваются только подлинники или заверенные копии (один экземпляр документа). Черновики, варианты и размноженные копии в дело не помещают (исключение могут составлять черновики и копии особо ценных документов, а также копии, на которых есть особые пометки, которые дополняют содержание первых экземпляров);
в дело включается один экземпляр документа;
документы с разными сроками хранения формируются в отдельные дела. В исключительных случаях документы постоянного и временного хранения, связанные с рассмотрением одного вопроса, группируют в одном деле. После завершения рассмотрения таких документов, принятия решения и закрытия дела документы постоянного хранения изымаются и переносятся в дело постоянного хранения. Если разделение дела на два предусмотрено номенклатурой, об этом делается запись в графе номенклатуры "примечание";
документы, касающиеся одного вопроса, помещаются в одно дело;
в дело группируют, как правило, документы одного года.;
документы должны быть правильно оформлены в соответствии с требованиями государственных, республиканских, отраслевых стандартов и других нормативных актов. Они должны иметь все необходимые реквизиты (дату, подпись, отметку об исполнении и т.д.);
в дело не должны подшиваться проекты, варианты документов, не подписанные или не утвержденные руководителем;
документы подшиваются в дело со всеми дополнительными, относящимся к ним, материалами и приложениями. Если приложения имеют большой объем, их можно формировать в самостоятельные дела;
документы внутри дела располагаются в хронологической или нумерационной последовательности;
приказы по основной деятельности формируются отдельно от приказов по личному составу.
При формировании дел с перепиской определяющим фактором является ее объем. При небольшом объеме заводится одно дело, содержащее входящие и исходящие письма и факсы. Переписку администрации делится на три папки: переписка с вышестоящими органами, переписка с организациями, обращения граждан.
Переписку систематизируют в хронологической последовательности или по нумерации: документ-отчет подшивается после документа-запроса.
Если в деятельности учреждения составляются или поступают единичные документы, которые не подходят ни в одно из дел, заводят специальную папку для подобных документов с заголовком "документы по различным вопросам за данный период" и составляют внутреннюю опись дела.
Планы и отчеты хранятся в делах того года, к которому они относятся по содержанию, независимо от времени их составления или утверждения. Например: отчет за 2009 год составлен в начале 2010 года, но помещается в дело 2009 года. Наоборот, план на 2011 год составляется в 2010 году, но помещается в дело 2011 года. Планы, рассчитанные на несколько лет, подшиваются в дело первого года.
Дела могут формироваться централизованно (в канцелярии) и децентрализованно (в структурных подразделениях). При составлении сводной номенклатуры дел каждому структурному подразделению присваивается индекс. Контроль за формированием дел в структурных подразделениях осуществляет заведующий архивом администрации.
Дела формируются с начала года. На каждое названное в номенклатуре дело к началу года должна быть заведена папка. В деле должно содержаться не более 250 листов при толщине 30-40 мм. При большом количестве документов из них формируют самостоятельные дела по хронологии или узким вопросам.