Понятие мотивации
В настоящее время существует множество трактовок понятия «мотивация», что часто затрудняет однозначное ее понимание.
Майкл Мескон дает следующее определение мотивации: «мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижение личных целей или целей организации». По мнению Н. С. Пряжникова: «мотивация - это широкий круг явлений, побуждающих человека к деятельности.
Райнер Нирмайнер рассматривает мотивацию как результат сложного процесса, зависящий от множества факторов (желание работать, собственная эффективность, психологическая временная перспектива, наши эмоции), с разной силой влияющих на нее. По его мнению, в мотивации основными доминирующими факторами являются: сила воли, профессиональная составляющая и благоприятные условия.
Т. О. Соломандина определяет мотивацию как «создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться, поскольку для него это единственный путь достижения своего оптимума в удовлетворении потребностей».
С. В. Иванова считает, что «мотивация - это один из важнейших и с трудом поддающихся изменениям факторов, которые следует учитывать при приеме человека на работу и последующем построении системы ситуационного руководства ».
По мнению Е. А. Казариновой мотивация - это «целый комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека. Это внутреннее побуждение к какой-либо деятельности. Личную мотивацию к труду также можно определить как стремление человека удовлетворить определенные потребности путем трудовой деятельности.». Такие как: получение поощрения, общение с людьми, повышение профессионализма, получение удовольствия от работы.
Мотивация изучает побудительные мотивы, которые заставляют людей вести себя так или иначе. Слово «мотивация» используется в двояком смысле:
) «мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека». Сюда включаются такие понятия, как мотивы, побуждения, потребности, цели.
) «мотивация - это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами мотивирование».
С мотивацией связанно множество понятий, смысл которых необходимо прояснить.
1) Потребность. Потребность - «это объективная нужда в чем-либо». Человек испытывает потребность, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию, побуждением к активности. Отечественные ученые в основном выделяют следующие потребности:
- материальные (потребность в пище, одежде, жилище),
- духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в эстетических наслаждениях, творчестве и др.),
- социальные (потребность в общении, признании и т. п.).
) Мотив. Само слово «мотив» происходит от латинского moveo - «двигаю» и от греческого слова motiv. «Мотив - сформированный внутри человека и побуждающий к действию импульс». Мотив включает в себя потребность, цель и побуждение.
) Мотивирование. «Мотивировать людей - это значит, затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности».
) Побуждение. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. «Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность». Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели.
) Цель. В толковом словаре русского языка цель определяется как «то, к чему стремятся, что надо осуществить», Цель - «это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности». «Для того чтобы цель была достигнута, необходимо побуждение активности человека внешними (стимулами) или внутренними (мотивами) факторами».
) Стимул. «Стимул - внешний фактор, побуждающий к действию, изменению поведения».
) Стимулирование. «Стимулирование - целый комплекс внешних факторов, направляющих и побуждающих поведение человека».
Стимулирование делится на:
- материальное,
- нематериальное.
«Материальное стимулирование - все выплаты в денежном выражении». К ним относятся: базовый оклад, доплаты и надбавки, а также переменная часть заработной платы (бонусы, премии, процент от продаж).
«Нематериальное стимулирование (соцпакет) - выплаты в косвенно-денежном выражении». Компания несет затраты, но сотрудник получает не деньги, а, например, оплату сотового телефона или медицинскую страховку.
) Вознаграждение. «Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя». Но понятия ценности у людей специфичны, а, следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним.