Понятие стратегического управления и логика планирования
Содержание логики стратегического планирования раскрывают следующие ее структурные элементы:
)Определение и формулирование цели или системы целей, которые преследуют в планируемом периоде субъект стратегического планирования.
)Анализ исходного уровня развития объекта стратегического планирования в период, предшествующий планируемому и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода.
)Определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде, в результатах функционирования соответствующих объектов стратегического планирования.
)Выявление объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планируемого периода и вновь создаваемых в планируемом периоде.
)Согласование, балансирование потребностей и ресурсов социально-экономических подсистем различного уровня путем преодоления временных противоречий, несоответствий между ними, на основе шкалирования, ранжирования потребностей и подготовка управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов.
Из определения сущности и содержания логики стратегического планирования следует, что центральное место в ней занимает процесс формирования целей, которые ставятся пред соответствующими социально- экономическими системами в планируемом периоде.
Под целями в стратегическом планировании понимается желательные состояния или результаты функционирования соответствующего объекта планирования в определенный момент будущего.
Задачи -это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода стратегического планирования.
Цели могут быть недостижимыми в пределах планируемого периода, но приближение к ним за это время должно быть возможным. Задачи должны быть в принципе осуществимыми в течение планируемого периода, хотя не всегда можно требовать их осуществления. Цель, которую никогда нельзя достичь, но к которой можно неограниченно приближаться, называется идеалом.[24]
Стратегия необходима каждой организации, каждой территориальной системе. Никакая организация, никакое местное сообщество, никакая страна не могут существовать без собственной стратегии. Разработка и реальное воплощение стратегии способны значительно увеличить капитализацию, рыночную ценность фирмы, организации сообщества.
Термин «стратегическое управление» и «стратегическое планирование» широко вошли в практику западного менеджмента в 60-е годы двадцатого века.
Стратегическое управление - это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:
) Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
) Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
) Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.[17]
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
) Планирование стратегии.
) Организация выполнения стратегических планов.
) Координация действий по реализации стратегических задач.
) Мотивация на достижение стратегических результатов.
) Контроль за процессом выполнения стратегии.
Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование.
Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов (условий) функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к стратегии предприятия. В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?), направление (каковы тенденции будущего?) и величина (насколько существенны будут перемены?).