Анализ внешней среды деятельности предприятия
Любая коммерческая организация существует за счет удовлетворения запросов потребителей.
Потребителями являются физические и юридические лица. ОАО «Завод сыродельный Ливенский» завоевало доверие на рынке молочной продукции, как в Орловской области, так и в других регионах России. Благодаря оптимальному соотношению цены и качества продукция предприятия пользуется большим спросом и реализуется в разных регионах страны вплоть до Дальнего Востока. В настоящее время предприятие имеет разветвленную сеть дистрибьюторов и за короткое время приобрело постоянных покупателей в г. Москва, г. Калининград, г. Воронеж, г. Курск, г. Тула, г. Владивосток, г. Екатеринбург, а также в республиках СНГ: Азербайджане, Узбекистане. Среди местных потребителей можно выделить ООО «Юность» и Корпорацию ГРИНН г. Курск.
Кроме того, предприятие имеет два оптовых склада: в г. Курске (обслуживается около 30 клиентов) и в г. Екатеринбург (обслуживается 90 клиентов).
Производимые предприятием молочные продукты реализуется, в основном, за пределы области, среди промышленных предприятий потребителями являются ОАО «Липецкий хладокомбинат», ОАО «Брянскхолод», предприятия Московской области.
Конкурентная среда исследуемого предприятия довольно активная. Существующая в настоящее время жесткая конкуренция заставляет предпринимателей уделять большое внимание качеству товара. Руководители ОАО «Завод сыродельный Ливенский» знают, что реализация, выпускаемой ими, продукции напрямую зависит от её качества и цены на неё.
Особенность рынка молочных продуктов заключаются в том, что основная часть производителей ориентирована на обслуживание местных рынков. Есть несколько производителей федерального масштаба (Вимм-Билль-Данн, Останкинский молочный комбинат, Петмол, Пармалат). Компании такого масштаба, несмотря на свою малочисленность, производят большое количество продукции (Вимм-Билль-Данн имеет 21 принадлежащих ему комбинатов и заводов в разных регионах России, как и компания Юнимилк). Продукция данных предприятий отвоевывает определенную часть региональных рынков и без того заполненных местными производителями. В результате сформировался высококонкурентный рынок.
Основными конкурентами ОАО «Завод сыродельный Ливенский» в Орловском регионе являются ОАО ЮНИМИЛК «МК Орловский», ЗАО «Маслово», ОАО АФ «Сосково», МК Воронежский, компания ВимБильДанн, компания Данон, Молочный комбинат «Авида». В других областях, где представлена продукция предприятия основные конкуренты, как правило, местные производители.
ОАО «Завод сыродельный Ливенский» имеет стабильную долю на рынке молочной продукции г. Орла, хотя она и не велика - в 2007 году - 4,30 %, в 2008 году - 4,41 %, в 2009 году - 5,78% (рисунок 2.1). Это объясняется стремлением работать с потребителями Московской области и северных регионов РФ. На рынке Орловской области реализуется небольшая часть продукции намеренно, так как основной объем уходит за пределы Орловской области.
ОАО «Завод сыродельный Ливенский» принадлежит две торговые марки: «Орлов» - для основного ассортимента продукции, и «МП-продукт» - детская линия продукции.
Рисунок 2.1 - Доля ОАО «Завод сыродельный Ливенский» и его конкурентов на рынке молочной продукции Орловской области
Состояние экономики и ценовая политика оказывают влияние на работу в данной структуре.
Предприятию характерен основательный подход к делу и забота о репутации, что позволяет ежегодно удваивать производственные мощности и выпускать продукцию, которая отмечена многими наградами. Так, например, творожный продукт «Творожок с изюмом» удостоен диплома и большой золотой медали за высокие потребительские свойства, «Сметана классическая» 20 %-ной жирности - серебряной медали за хорошее качество (Новосибирск, Сибирская ярмарка, «Продсиб-2004»); спред сливочно-растительный «Орловский» - диплома и медали «Золотой Сирин» I степени (Москва, 2004 г., VIII Всероссийская межотраслевая выставка отечественных товаров «Покупайте российское»); масло коровье «Крестьянское» сладкосливочное - диплома и золотой медали лауреата международного конкурса «Лучший продукт-2004» (Москва, «Продэкспо-2004»).