Понятие, виды и роль стратегии
Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремится работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в определенного типа продукции. В данном случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику в специализации производства продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов. Однако совсем обязательным для проведения стратегии третьего вида является то, что фирма должна строить свою деятельность, прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.
На сегодняшний день существует множество основных видов стратегий. В частности, характеристику существующих бизнес - стратегий можно представить следующим образом.
Продуктово - рыночная стратегия. Она направлена на определение видов конкретной продукции и технологий, сфер и методов сбыта, способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.
Стратегия маркетинга. Она предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта, распределения средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность между выбранными рынками.
Стратегия управления набором отраслей. Она предполагает, что высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем основные виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в целом. В рамках данной стратегии осуществляется диверсификация деятельности организации и выпускаемой продукции за счет включения в новые отрасли и ухода из отраслей, не согласующихся с целями и ориентацией организации.
На практике различают горизонтальную, вертикальную и латеральную диверсификацию.
Горизонтальная диверсификация предполагает использование старого круга клиентов. Одним из классических примеров этого вида диверсификации является проникновение американских пивоварен в область изготовления и сбыта безалкогольных напитков.
Вертикальная диверсификация предполагает выпуск продукции или оказание услуг, входящих в производственную цепочку старого продукта или услуги. В реальном производстве в качестве примеров может быть приведено производство сырья, комплектующих, а также переработка отходов производства (шлаки, отходы в деревообработке и др.).
Латеральная диверсификация предполагает начало производственного процесса, не связанного с существующими технологическими процессами и сферами деятельности. Новая продукция, как правило, имеет иную отраслевую принадлежность. Мотивами подобного поведения могут быть стремление закрепиться в растущей отрасли, распределение риска, стремление проникнуть в отрасль, имеющую высокую рентабельность.
Диверсификация может носить товарный и финансовый характер. Первичной является товарная диверсификация. Данный инструмент необходимо использовать с осторожностью.
На некоторое время стратегии диверсификации уступили первенство стратегиям глобализации и концентрации. Однако в последние годы менеджмент вновь обратил внимание на стратегию диверсификации. В настоящее время диверсификация широко применяется во всех сферах деятельности, что привело к появлению новых видов диверсификации: диверсификация валютных резервов, стратегия горизонтальной диверсификации (расширение ассортимента товаров-аналогов), стратегия концентрической диверсификации (выпуск товаров в дополнение к существующим), диверсификация производства, диверсификация экспорта, диверсификация портфеля ценных бумаг и т.п.
Конкурентная стратегия. Она направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.
Стратегия нововведений. В ее рамках происходит объединение технической политики и политики капитальных вложений. Она направлена на внедрение новых технологий и видов продукции.