Понятие, виды и роль стратегии
Стратегия капитальных вложений. В ее основе лежит определение уровня капитальных вложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом, определение конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам, выяснение возможностей фирмы на основе результатов планирования и выполнения планов посредством организации оперативно-хозяйственной деятельности.
Стратегия развития. Во главе угла данного вида лежит достижение устойчивых темпов развития фирмы, как в целом, так и ее филиалов и дочерних компаний. Одной из ее разновидностей является стратегия развития филиалов и дочерних компаний, разрабатываемая руководством материнской кампании. Она определяет ключевые направления их развития: разработку новых видов продукции; расширение вертикальной интеграции; повышение конкурентоспособности компании; увеличение экспорта; создание смешанных предприятий за рубежом; расширение зарубежных вложений.
Стратегия поглощения. Данная стратегия характеризуется приобретением компаний с высокими внутренними темпами роста и научно-техническими достижениями.
Стратегия зарубежного инвестирования. Ее основной целью является создание за рубежом собственных или совместных предприятий.
Стратегия расширения экспортной деятельности. Данная стратегия обеспечивает целесообразное развитие экспортной деятельности фирмы, снижение до минимума возможных при ее осуществлении рисков, позволяет оценить предполагаемые выгоды.
Стратегия внешнеэкономической экспансии. Она предполагает создание заграничного производства товаров и услуг, расширение экспорта в третьи страны, заграничное лицензирование.
Выделяют кроме названных выше технологические стратегии, т.к. для некоторых фирм успех во многом зависит от правильного принятия технологического решения. В рамках данного подхода выделяют:
. Стратегию технологического лидерства. Она предполагает достижение конкурентных преимуществ за счет временного монопольного использования прогрессивных технологий. Ее реализация обусловливает необходимость осуществления высоких затрат на использование и постоянное развитие инноваций.
. Стратегия следования за лидером. Реализуя данную стратегию, организация не использует свои инновации до тех пор, пока кто-либо из конкурентов не сделает этого первым. При этом организация получает возможность учиться на ошибках первопроходца.
. Стратегия сегментирования предполагает использование ранее известных технологических решений в условиях определенного сегмента рынка.
. Стратегия имитации. Организация, осуществляющая данную стратегию, прибегает к копированию существующих технологических решений. Данная стратегия обеспечивает экономию на исследованиях, внедрении и маркетинге, что ведет к получению конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и цен на товары и услуги.
Отдельные исследователи стратегического управления выделяют стратегии интернационализации, глобализации и кооперации.
. Стратегия интернационализации предполагает планомерную и систематическую обработку зарубежных рынков. Стратегия интернационализации должна быть адаптирована к условиям зарубежного рынка. В рамках стратегического планирования устанавливается общий порядок международной деятельности.
. Стратегия глобализации определяет общие, не зависящие от особенностей отдельных стран характеристики рынков и целевых групп. Главная стратегия выбора - стандартизация. Примерами данной стратегии могут быть фирмы Коdаk и Тоshiba Первая фирма в содружестве с рядом японских фирм создала новый стандарт фототехники. Данный подход позволит совершить переворот в отрасли фотоиндустрии, т.к. это затронет производство не только пленки, но и фотоаппаратов, фотоаксессуаров, фотоувеличителей, химикатов для проявки и даже фотобумаги. Аналогичный переворот в производстве СD - дисков произвела фирма Тоshiba.
Следует заметить, что Россия имеет ряд разработок, позволяющих применить данную стратегию при участии зарубежных фирм.
. Стратегия кооперации - итог динамичного развития национальных и международных рынков. Стратегия кооперации предполагает активизацию сотрудничества с другими фирмами в области закупочной, исследовательской, рекламной деятельности, создания сбытовых синдикатов, совместных марок.