Методы разработки стратегии
Важнейшую роль в формировании стратегии долгосрочного развития играет высшее звено руководства организации. По мнению ряда авторов, непосредственную разработку стратегии целесообразно поручать службе планирования (плановому отделу), поскольку стратегия берется за основу при текущем и среднесрочном планировании производственно-сбытовой деятельности фирмы.
При разработке стратегии традиционно сложились три метода:
) децентрализованная форма;
) централизованная форма;
) метод взаимоувязанного согласования.
При децентрализованном методе информация аккумулируется в производственных подразделениях, которые определяют свои цели, стратегии, производственные планы. Стратегические направления при данном методе разрабатываются руководителями подразделений.
Централизованный метод предполагает ведущую роль высшего руководства фирмы.
Наиболее оптимальным является метод взаимоувязанного согласования, когда стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия различных уровней управления: высшего руководства, планового отдела и руководителей производственных подразделений.
Высшее руководство устанавливает цели и направления деятельности. Стратегии формулируются в процессе взаимодействия по вертикали.
Во временном разрезе на высшем уровне разрабатываются стратегии долгосрочного характера, а среднесрочные и краткосрочные стратегические концепции - оперативными (производственными) подразделениями.
В 80-х годах сформировались новые подходы к разработке стратегии. Основными причинами их появления являются:
Воздействие общественно-политических сил на рыночное поведение фирмы.
Ограниченность темпов роста производственно-бытовой деятельности.
Ограниченность ресурсов.
Нарастающие изменения характера труда в связи с автоматизацией производства.
Расширение применения гибких систем управления производством и деятельностью организации в целом.
Более широкое привлечение управленческих кадров среднего и нижнего звена к принятию стратегических решений.
Ряд авторов констатирует, что сформировался новый тип системы управления, ориентированный в большей степени на разработку стратегии и технической политики, а не на достижение текущих финансовых результатов.
Данную систему характеризует:
) возрастание ориентации на конечный потребительский спрос;
) высокая динамика номенклатуры и ассортимента изделий и услуг;
) внедрение фирм в новые отрасли и направления деятельности (производственная диверсификация);
) подверженность стратегии обратному воздействию со стороны изменений в номенклатуре и ассортименте продукции и услуг, производимых предприятием, организацией.
Источники стратегических идей:
Высокий уровень управления.
Центральные службы.
Руководители производственных подразделений.
Выявление стратегических проблем на ранних стадиях долгосрочного планирования осуществляется «сверху вниз», то есть высшим звеном управления и плановым аппаратом во взаимодействии. Многие цели стратегического характера возникают за рамками процесса планирования и поступают от руководителей высшего звена, либо выдвигаются в процессе взаимодействия.
В прогнозировании в широких масштабах используются сложные количественные методы на основе экономических моделей и компьютерного моделирования, а также методы экстраполяции временных рядов и экстренных оценок.
Во многом содержание стратегических планов и принимаемых управленческих решений зависит от перспектив развития фирмы, принятых методов планирования и стиля управления.
Анализ стилей управления позволяет выделить наиболее распространенные стили управления:
) управление на основе контроля - основу стиля составляет финансовый контроль, применяется в условиях стабильного развития на перспективу;
) управление на основе экстраполяции - в основу стиля положены составление текущих бюджетов, бюджетов капитальных вложений, целевое управление и долгосрочное планирование. Данный стиль используется исходя из предположения пролонгации в будущее тенденций предшествовавшего периода;
) управление на основе разработки принципиально новых стратегий - основными условиями применения стиля являются проявление новых тенденций развития, требующих принятия новых стилей и принципов управления, применение выработки новых стратегических позиций фирмы, разработка стратегических планов по периодам;
) управление на основе принятия оперативных решений - используется при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития на основе ранжирования стратегических задач.
В рамках стратегического управления разработаны принципы и приемы выработки оптимальных стратегий.
Для повышения качества и эффективности стратегических решений рекомендуется применять 20 научных подходов: системный, логический, воспроизводственно-эволюционный, инновационный, комплексный, глобальный, интеграционный, виртуальный, стандартизационный, маркетинговый, эксклюзивный, функциональный, процессный, структурный, ситуационный (вариантный), нормативный, оптимизационный, директивный (административный), поведенческий, деловой. Чем дороже объект стратегического менеджмента, тем больше должно быть количество применяемых научных подходов и глубина их проработки. Рассмотрим сущность перечисленных подходов.