Качество как экономическая категория и объект управления
· сервис (диапазон, быстрота, эффективность обслуживания);
· репутация, имидж, сертифицированность, патентная чистота, правовая защищенность, позволяющие беспрепятственно реализовывать товар на любых рынках;
· соответствие заявленному уровню стандартов.
В наборе стандартов (стандарт - норма, мерило, образец) с различной степенью детализации отражаются требования к продукции по безопасности, совместимости, взаимозаменяемости, рекомендации по потребительским свойствам. Они формулируются как абсолютные, относительные или предельные величины, должны быть взаимосвязанными и включать оптимальное число разновидностей.
Таким образом, качество имеет множество составляющих - техническую, экономическую, социальную, правовую, экологическую и др.
Услугам качество придают, кроме того:
· известность и надежность фирмы;
· ее компетентность в своей сфере деятельности, понимание специфики потребностей клиента (готовность ответить на нестандартные запросы);
· доступность, способность в любой момент обслужить клиента, отзывчивость персонала, его внешний вид, отделка помещений;
· обеспечение потребителей любой необходимой информацией.
Качество управления определяется его культурой, профессионализмом работников, развитостью информационных технологий, морально-психологическим климатом.
Высокое качество продукции и услуг приносит сегодня как производителям, так и потребителям значительный экономический эффект, поэтому ему уделяется пристальное внимание.
Но оно требует немалых расходов, к которым относятся:
· предупредительные затраты, связанные с обеспечением бездефектного производства (на планирование, проектирование, обучение работников и проч.);
· информационные издержки (на надзор, испытания в условиях эксплуатации, лабораторный, операционный и приемочный контроль);
· затраты на устранение дефектов, выявленных на предприятии (отбраковка, ремонт) и у потребителей (возврат, переделка).
Вместе с потерями от низкого уровня качества они составляют цену последнего, которая складывается из цены соответствия и цены несоответствия.
Цену соответствия определяют расходы, связанные с обеспечением качества:
· по предотвращению выпуска недоброкачественных изделий (на планирование, совершенствование технических средств, обучение персонала передовым методам работы);
· по управлению и контролю качества (на проверку конструкций изделий, входной контроль материалов и комплектующих, лабораторные приемочные испытания, надзор, испытание образцов готовых изделий).
Цену несоответствия формируют затраты, связанные с неудовлетворительным качеством:
· издержки в производстве (на исправление брака, переделку);
· расходы в сфере потребления (на ремонт в гарантийный период, замену и проч.).
За счет понижения качества часть этих издержек можно сэкономить и увеличить тем самым долю прибыли в доходах. Но некоторых избежать нельзя (на аудит, проверку испытательного оборудования, обучение, контроль).
Для минимизации затрат, связанных с обеспечением качества, нужно:
· осуществлять рационализацию их отдельных статей;
· оптимизировать структуру (например, увеличение расходов на предупредительные мероприятия ведет к их снижению на устранение дефектов);
· обеспечить обоснованный уровень соотношения цены и качества продукции (с учетом приоритетности последнего и соблюдения требований, предъявляемых законодательством, потребителями, техническими условиями).
Решение проблемы качества требует управления им в широком смысле слова - деятельности, осуществляемой в целях определения, поддержания и повышения его необходимого уровня при создании, эксплуатации, потреблении продукции на допроизводственной, производственной и постпроизводственной стадиях ее жизненного цикла.
Иными словами, управление качеством нацелено как на его обеспечение, так и на улучшение.
Это предполагает ориентированность работы фирмы в целом и каждого сотрудника на поставщиков и потребителей. Элементами управления качеством являются:
1. Планирование (определение цели, стратегии, стандартов и требований, разработка методов, программ качества, регламентирующих конкретные меры по его обеспечению)