Качество как экономическая категория и объект управления
С середины 1960-х гг. начался пятый этап развития управления качеством - его планирование с целью обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей потребителя. В этот процесс стали вовлекать весь персонал.
Шестой этап (1970 - 1980 гг.) означал переход к комплексному управлению качеством, задачей которого было снижение расходов и удовлетворение запросов потребителя по принципу «совершенству нет предела». Этот этап основывался на соответствующей концепции, выдвинутой еще в 1950 гг., где повышение качества рассматривалось как основа стратегии фирмы, роста ее конкурентоспособности и прибыльности.
Проблема должна была решаться на всех уровнях жизненного цикла продукции - от проектирования продукции до ее послепродажного обслуживания. Ответственность за управление качеством возлагалась на администрацию, а для координации работы создавались специальные структуры (в японских фирмах, например, комитеты по качеству).
Главными мотивами качественной работы признавались: возможность творчества, получение значимых результатов, социальные гарантии. Концепция требовала совершенствования всех организационных систем, включения в работу по изучению и анализу проблем качества большинства подразделений и их сотрудников, стимулирования коллективного творчества и непрерывного обучения.
Широкое распространение нашел метод системного управления качеством (Total Quality Management), в соответствии с которым устанавливалась единая схема разработки и внедрения его моделей.
Эта схема предполагала следующие шаги:
1. обследование производства и подготовка обобщающего доклада;
2. выбор конкретной модели управления качеством;
. разработка специальной программы качества и руководства по ее реализации;
. определение сроков и порядка выполнения программы; внесение исправлений, принятие окончательного решения, в т.ч. по проблеме обучения персонала;
. включение мероприятий программы в общий план работы;
. запуск программы в производство;
. поддержка и контроль со стороны руководства и специальных консультантов.
Элементами системы качества являются организационные структуры, обладающие необходимыми полномочиями, нормы и регламенты, методики, процедуры, ресурсы.