Система качества продукции на предприятии
К элементам системы качества можно отнести:
Ответственность руководства. Руководители, и, прежде всего, руководители высшего звена предприятия, являются распорядителями материальных, трудовых и финансовых ресурсов. По данным Джурана, успешное решение проблем качества на 85% зависит именно от высшего звена руководства. Качество начинается с руководителей. Когда их часть работы сделана, тогда наступает очередь других сотрудников. Неудовлетворительная работа руководителей влечет за собой неудовлетворительное качество.
Согласно концепции стандартов ИСО руководители высшего звена предприятия персонально участвуют в решении проблем качества и берут на себя ответственность за проведение политики в данной области.
Основная задача руководителей предприятия сводится к целенаправленной деятельности по объединению и координации всех функциональных и производственных подразделений, по обеспечению качества выпускаемой продукции, удовлетворяющей требования и ожидания потребителей больше, чем продукция конкурентов.
В условиях рыночной экономики каждое предприятие самостоятельно вырабатывает и реализует свою политику. Как всякая политика, политика предприятия - это широкомасштабное руководство к действию. Она провозглашает намерения руководства предприятия по защите его интересов и призвана направлять процесс принятия решений на достижение поставленных целей в течение длительного периода времени. В рамках общей политики предприятия принято выделять его экономическую, социальную, экологическую и техническую политику, а также политику в области качества.
Сформулированная в документе, подписанном высшим руководителем, т.е. закрепленная документально, политика предприятия в области качества дает возможность всем работникам, а также потребителям и поставщикам получить отчетливое представление об официальном отношении руководства предприятия к качеству. По политике в области качества можно судить о месте, которое занимает или стремится занимать предприятие среди производителей аналогичной продукции. По ней можно также судить об отношении предприятия к потребителям. Отсутствие ясной политики в области качества приводит к неопределенной и непредсказуемой деятельности предприятия. Поэтому в концепции стандартов ИСО политика в области качества выступает как первооснова системы качества.
Политика в области качества тесно увязывается со стратегией предприятия, т.е. с долгосрочным курсом действий, при помощи которого предприятие намерено добиться заметных конкурентных преимуществ. Стратегия в области качества - главный ориентир в деятельности предприятия («Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра», - утверждал Сенека).
Концентрированным выражением политики выступает девиз предприятия в области качества. Девиз не только фиксирует концептуальное отношение предприятия к качеству, но и придает определенное направление политике и мотивации работников. Являясь основополагающей установкой для всего коллектива предприятия, девиз вместе с тем обращен к внешнему миру - потребителям, поставщикам и общественности, сертифицирующим организациям. Для обеспечения надлежащего эффекта восприятия девиз должен отвечать на следующие требования: быть четким (доступным для понимания), лаконичным (одна - две фразы), выразительным (афористичным).
Политика предприятия в области качества оформляется в виде письменного заявления (декларации) и подписывается руководителем предприятия.
Политика предприятия в области качества, как и обязательства руководства, доводятся до каждого работника предприятия. Это достигается путем:
- обсуждения положений политики на совещаниях коллективов функциональных и производственных подразделений предприятия;
- разъяснения сущности политики в ходе учебы по качеству;
наглядной агитации в местной печати, телевидении, а также посредством плакатов и транспарантов, размещенных в производственных и служебных помещениях и в местах, обеспечивающих восприятие информации максимально возможным числом работников и посетителей (проходная, столовая).
Руководство предприятия должно постоянно демонстрировать приверженность принятой им политике в области качества посредством: