Организация учета и оценки затрат на обеспечение качества
.параметрические ряды и типовые конструкции изделий
.их основные потребительские и эксплуатационные свойства. Требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, утилизации.
.правила оформления технической документации, допуски, термины, определения, обозначения, метрологические и другие правила и нормы
.обязательные методы контроля требований к качеству:
Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ)
Отраслевые стандарты (ОСТы)
Стандарты предприятий (СТП)
Стандарты научно-технических обществ (СТО).
Конкретные значения показателей для различных объектов определяются с помощью экспертизы, экспериментов, социологических исследований. Они объединяются в классы, обозначаемые численно (номером сорта) или условными символами («люкс», «экстра»).
Для формирования и обеспечения эффективного функционирования системы учета затрат на качество прежде всего необходимо провести классификацию затрат, которая в полном объеме должна учитывать все специфические особенности предприятия и обеспечивать необходимую взаимосвязь между классификационными признаками и целями оценки затрат на качество.
Затраты на обеспечение качества с позиций изготовителя включают две широкие группы:
· затраты на обеспечение качества в процессе производства;
· часть послепроизводственных затрат на обеспечение качества - затраты изготовителя на обеспечение заданного изготовителем уровня качества при эксплуатации продукции.
В свою очередь эти две группы включают:
1. предпроизводственные затраты на обеспечение или доведение качественных характеристик продукции до уровня требований потребителя или условий контракта;
2. затраты на обеспечение качества в процессе производства (включают предупредительные затраты и оценочные затраты);
. затраты изготовителя на обеспечение качества при эксплуатации продукции (включают убытки изготовителя вследствие внешних отказов, затраты на организацию обслуживания потребителей);
. затраты потребителя на поддержание качественных характеристик продукции в течение срока ее службы.
Различают следующие формы оценки затрат на качество.
. Анализ затрат по отдельным видам деятельности
Этот вид анализа используется, когда требуется:
обратить внимание руководства предприятия на необходимость системного подхода к работам в области качества
доказать высшему руководству финансовую выгоду от усилий по улучшению качества.
Исходя из значимости, по согласованию с высшим руководством определяется 3-4 структурных подразделения предприятия, в число которых должно входить управленческое, техническое, производственное и сборочное. Подготовительная работа включает документальное определение целей и задач анализа и определение того. что в рамках данного анализа понимается под затратами на обеспечение качества.
Для упрощения анализа в качестве измерителя при оценке затрат можно принять время (трудоемкость), потраченное на продуктивные действия.
Принцип реализации работы - ежедневные самоотчеты каждого работника выделенных подразделений по утвержденной форме.
Период проведения этой работы для получения объективных данных для последующего анализа должен быть достаточно длителен (2-3 недели) при нормальном режиме работы предприятия.
Результаты анализа полученных данных и потери от низкого качества могут быть представлены как в виде потерь времени (отношение продуктивного к общему рабочему времени) с последующим переходом к стоимостному показателю (потерям в связи с недопоставкой продукции), так и в стоимостной форме, что предпочтительнее. Для этого затраты подсчитываются на основе почасовых ставок оплаты труда и стандартных расходов по конкретным несоответствиям.