Роль мотивации в управлении персоналом
Считается, что в основе поведения человека всегда лежит мотивация, за исключением деятельности, основанной на безусловных рефлексах (например, утоление жажды, голода и других физических потребностей у животных и человека). Поэтому в современном менеджменте одной из основных функции, направленной на устранение проблем повышения эффективности труда персонала, является мотивация, с помощью которой современный менеджер побуждает других людей работать для достижения общих целей организации, тем самым, удовлетворяя их личные желания [30, с.28].
Мотивация человеческого поведения является объектом изучения ряда наук, среди них психология, социология, менеджмента и многих других. Рассмотрим мотивацию и её основные определения с точки зрения менеджмента.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих человека к осуществлению определенной деятельности, к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
Исходя из вышеизложенного, сущность мотивации состоит в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, согласно с принятыми управленческими решениями [41, с.15].
Мотивацию классифицируют по нескольким признакам.
По используемым способам
различают мотивацию нормативную, принудительную и стимулирование.
Нормативная мотивация
- это побуждение человека определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.
Принудительная мотивация
основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.
Стимулирование
- воздействие не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.
Первые два вида мотивации прямые, так как предполагают непосредственное воздействие на подчиненных, третий - косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов - стимулов.
По источникам возникновения мотивов
различают мотивацию внутреннюю и внешнюю
Внутренняя мотивация возникает тогда, когда мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей. Например, это может быть стремление к достижению определенной цели, завершению работы, познанию, желание бороться, страх.
Внешняя мотивация возникает тогда, когда субъекты внешней среды вызывают побуждения. Например, оплата труда, социальные пособия и т.д.
Внутренняя и внешняя мотивации четко не разграничены, поскольку в различных ситуациях мотивы могут возникать как по внутренним, так и по внешним причинам. Руководителям очень важно знать о наличии этих двух видов мотивации, так как эффективно управлять можно, только опираясь на внешнюю мотивацию, но при этом принимать во внимание и возможное возникновение определенных внутренних мотивов.
Внешнюю мотивацию целесообразно назвать мотивированием. Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов [40, с. 126].
Мотивирование сотрудников осуществляется в соответствии с потребностями организации и в зависимости от необходимости, обусловленной окружающей средой. Отсюда нужно проанализировать содержание требований, выдвигаемых окружающей средой, в которой действует компания, а также потребностями организации (организационные планы развития, управление человеческими ресурсами); и индивидуальными потребностями, которые различны у всех людей (уровень зарплаты, самореализация) [38, с.135 - 136].
Совокупность внутренней и внешней мотивации образуют систему мотивации персонала, базирующуюся на корпоративной культуре предприятия, приобщение к которой является одной из целей адаптации персонала, а также на реализации руководством предприятия мер организационного, материального и социального характера. Схема системы мотивации персонала предприятия представлена на рисунке 1.1.1.
Рисунок 1.1.1 - Схема системы мотивации персонала предприятия
По направленности на достижение целей фирмы
различают мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую этому.
К основным видам положительной мотивации
относятся материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий, повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе, поручение особо важной работы и т. п. Отрицательная мотивация