Факторы, определяющие эффективность команд
состав(степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем). Рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей, так как это сулит большую эффективность, чем, если бы члены группы имели похожие точки зрения;
групповые нормы
(например, лояльность к руководителю);
сплоченность(мера тяготения членов группы друг к другу и к группе);
групповое единомыслие
(тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы). В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности - держаться общей линии в обсуждении, даже если он или она имеет иную информацию или убеждение. Когда налицо групповое единомыслие, возрастает вероятность посредственного решения, которое никого не заденет.
статус членов группы
(члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом). Однако это далеко не всегда ведет к повышению эффективности. Человек, поработавший на компанию непродолжительное время, может иметь более ценные идеи и лучший опыт в отношении какого-нибудь проекта, чем человек с высоким статусом, приобретенным благодаря многолетней работе в руководстве данной компании.
роли членов группы
. У индивидуальных участников команды есть две роли: функциональная и командная. Функциональные роли непосредственно относятся к нашим должностным обязанностям и охватывают: навыки и умения, технические знания и опыт и т.п. Командные роли отражают способ, каким мы выполняем свою работу, и охватывают вклад в работу команды и взаимоотношения между участниками команды. [17, с.125]
Таблица 1 - Изменение приоритетов в организации при переходе к командной работе
Приоритеты «традиционного» менеджмента |
Приоритеты командной работы |
Задачи и технология |
Люди |
Люди - необходимый ресурс |
Люди - важнейший ресурс |
Контроль менеджерами |
Вовлечение команды |
Заданность операций |
Самоконтроль |
Многоуровневое управление |
Горизонтальная структура |
Автократический стиль |
Партисипативный стиль |
Директива |
Консенсус |
Власть над работниками |
Помощь в работе |
Конкуренция |
Кооперация |
Узкая специализация |
Кооперация |
Стабильность и предсказуемость |
Постоянные изменения, инновации |
Организационная ориентация |
Ориентация на потребителя |
Квалификация по одной специальности |
Постоянное обучение |
Регулирующие правила |
Гибкость |
Улучшение при необходимости |
Постоянное усовершенствование |
Приемлемое качество и сервис |
Ориентация на качество и сервис |
«делать вещи правильно» |
«Делать правильные вещи» |
«Что я должен делать?» |
«Как мы можем работать быстрее?» |
«Это ТОЛЬКО работа» |
«Это МОЯ работа» |
«Я только работаю здесь» |
«Я и есть компания» |