Функции менеджмента
Функция организации.
В любом плане всегда существует этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджеров. Поскольку всю работу выполняют люди, то функция управления как организация позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.
Через организаторскую деятельность, т.е. через распределение и объединение задач и компетенций, должно целенаправленно происходить управление отношений в каждой организации. Организация - объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой.
Функция мотивации.
Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом и может уклоняться от работы.
Поведение личности может иметь и другие проявления. Всегда существует и мотив того или иного поведения.
Мотивация - это деятельность, имеющая своей целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей в поставленных планах.
Традиционный подход к мотивации основывается на вере в то, что сотрудники всего лишь ресурсы, активы, которых менеджеры должны заставить эффективно работать.
Существующие теории мотивации можно разделить на две группы:
1). Содержательные теории мотивации.
Они основываются на идентификации внутренних побуждений личности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе (это термин Р. Маслоу, Ф. Герцберга и др.).
2). Процессуальные теории мотивации. Они более современные и базируются на том, как ведут себя люди с учётом воспитания и познания (это теория справедливости и людской мотивации Вортера-Разлера).
Действия по мотивации включают в себя экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Функция контроля.
Итак, поставлен план организации, созданы её структуры, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остаётся еще один компонент - контроль.
Контроль, как правило, ассоциируется с властью, но понятие «контроль» как вид административной деятельности выходит за рамки понятия «контролирование», кроме того он включает активную деятельность менеджеров - управление.
Управленческий контроль является непрерывным процессом. В самом общем виде контроль можно определить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
В пассивном менеджменте, контроль - это вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном (верном) пути, сравнивая показатели её действенности с установленными стандартами.
В основе создания систем контроля лежат следующие требования:
1) эффективность контроля - определяет успешность, полезность контроля;
2) эффект влияния на людей - выясняет вопрос: вызывает ли у работников принятая система контроля положительные стимулы;
3) выполнение задач контроля - определяет совпадение или уклонение в системе управления организацией;
4) определение границ контроля.
Различают следующие виды контроля:
1. Предварительный контроль (осуществляется после фактического начала работ).
2. Текущий контроль (осуществляется в ходе проведения работ).
3. Заключительный контроль (осуществляется после выполнения работ).
Функция контроля не является заключительным этапом всего процесса управления организации. Существуют и другие, более незначительные, функции.