Искусство менеджмента
Менеджер должен не только сам постоянно обучаться и повышать свою квалификацию, но и способствовать обучению персонала. Обучение - метод подготовки работников к надлежащему выполнению настоящей или будущей работы, направленный на повышение прибыльности организации и получения сотрудниками удовлетворения от выполнения работы. Важно регулярно оценивать уровень подготовки служащих, чтобы любые недостатки, вне зависимости от того, чем они вызваны - уменьшением деятельности или просчётами самих работников должны быть исправлены.
Менеджмент является движущей силой организации. Важно, чтобы люди, занимающие управленческие посты были в состоянии показывать другим положительный пример, чтобы можно было говорить о преемственности при назначениях на ключевые должности. Обучение менеджменту включает в себя специализированные области каждой такой должности, и здесь часто может требоваться помощь со стороны.
В задачу менеджера также входит переложение на себя ответственности за планирование, координирование, бюджет, и здесь ему необходимо учиться так общим принципам, так и их применению в ситуациях на местах. Не существует лёгких путей развития творческого мышления, научного предвидения и других подобных качеств ~ необходимо обдумывать способы, которые, могли бы их стимулировать.
Необходимо менеджеру применять мотивацию к сотрудникам. Мотивация - это то, что заставляет людей действовать. Говоря иначе - это то, что заставляет их вкладывать усилия и энергию в то, что они делают. Позитивная мотивация возникает, когда к человеку обращаются с просьбой, но она исчезает, когда людей принуждают подчиняться требованию. По своей природе и проявлению мотивация сугубо индивидуальна для каждого человека и зависит от обстоятельств на данный момент. Таким образом, мотивация - это способность заставить людей делать хорошо и с энтузиазмом то, что должно быть сделано.
В мире менеджерами ежедневно принимается тысячи решений, от которых зависит и наше будущее. Решения эти влияют на работу других людей. Поэтому необходимо думать о наиболее оптимальном подходе к процессу принятия решений, с тем, чтобы улучшить их качество, и, следовательно, способы их приведения в жизнь. Искусство менеджмента заключается в том, чтобы делать сложные вещи простыми. Существуют пять этапов принятия решений и их претворения в жизнь:
1. Анализировать (здесь начинается процесс мышления).
2. Консультирование (проявление инициативы менеджера по привлечению тех людей, на которых отразится это решение).
3. Осуществлять (обеспечение выполнения соответствующего действия).
4. Поддерживать общение (объяснение, что было решено и почему).
5. Проверять (обеспечение фактического функционирования решения).
Процесс принятия решения может не всегда быть нарастающим, ступенчатым. Иногда необходимо вернуться на этап назад и повторить часть цикла. Человеческие поступки определяются не только инстинктами, и поэтому с течением времени опытные и проницательные руководители вырабатывают в себе шестое чувство, которое во время предупреждает их о надвигающемся кризисе. Такие руководители будут досконально знать своих подчиненных, они не станут «зарываться» в обойме срочных дел и найдут время на посещение рабочих мест. Они будут профессионально делегировать полномочия, успешно мотивировать людей, и, наверное, получать любовь и уважение последних. Всё это сыграет решающую роль в формировании целостности рабочего коллектива, в котором каждый случай нарушения дисциплины будет рассматриваться как чрезвычайное происшествие.
Никакие правила, инструкции или процедуры не заменят своевременного «включения» здравого смысла. В водовороте современной жизни «срочное» часто берет верх над «важным», а это опасно, т.к. и «важное» со временем может стать «срочным». Систематическое определение приоритетов и прозорливость, замешанные на способности руководства «фильтровать» поток липшей информации, помогают наилучшим образом управлять временем и избегать критических ситуаций. В области дисциплины наиболее важным является всяческое поощрение работников и их представителей (доверенных лиц), обсуждать проблемы на стадии ох зарождения. Для этого руководитель должен всегда быть готов к тому, чтобы слушать и действовать, поскольку профилактика болезни всегда считается лучшим методом её лечения.