Описание направления деятельности
Нет, пожалуй, в мире более популярного строительного материала, чем кирпич. Его достоинства - высокая стойкость и декоративность, позволяющие воплощать практически любые замыслы архитектора. Кроме того, кирпичные дома уютны и экологичны.
Неискушенному обывателю может показаться, что все кирпичи «на одно лицо». Это далеко не так. Кирпичи выполняют различные функции, поэтому они очень разнообразны. Прежде всего, кирпич может быть полнотелым и пустотелым (процент пустотности всегда указывается производителем). По назначению - рядовым, облицовочным (или лицевым) и специальным, предназначенным для особых условий эксплуатации. Кирпичи (и рядовые, и облицовочные) могут различаться не только по размерам (250 х 120 х 65 мм - одинарный; 250 х 120 х 88 мм - утолщенный или полуторный; 250 х 120 х 138 мм - двойной), но и по прочностным характеристикам - в зависимости от предела прочности при сжатии, в кг/см2, их подразделяют на марки: 75, 100, 125, 150, 200, 250 и 300. Кроме того, важные показатели - морозостойкость (обычно она составляет 25-50 циклов) и водопоглощение (в процентах).
Отечественные заводы производят практически все виды кирпича. В последнее время можно отметить расширение ассортимента и повышение качества до доллпейского уровня. В условиях растущей конкуренции в этом сегменте кирпичные заводы реконструируются, приобретают новое оборудование. Возникают и новые производства.
Для строительных материалов высокого передела перспективным является местный рынок, поэтому основной рынок сбыта для нового завода - это, прежде всего, Пермь и пермская область. В то же время, следующие факторы могут позволить выйти на новые географические рынки:
· с учетом планируемого высокого качества кирпича и при приемлемом уровне цен - возможность освоения рынка областей Приволжского Федерального округа;
· низкий уровень конкуренции производителей в данных регионах России, в особенности по качественному кирпичу, при наличии устойчивого экономического роста и, следовательно, перспектив роста в жилищном строительстве;
Пермская область:
С начала 2002 года в промышленности строительных материалов производство продукции снизилось к октябрю 2002 года на 14,1%. Уменьшился выпуск большинства важнейших видов продукции, в том числе и строительного кирпича. Но уже в первом квартале 2003 года ситуация существенно улучшилась. Объем жилищного строительства в Пермской области вырос в первом полугодии в 2,2 раза, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Можно констатировать увеличение спроса на стройматериалы.
Но все же, если сравнивать с другими регионами, объемы строительства в Перми не дают поводов для радости. Итак, невысокая интенсивность строительства - с одной стороны. С другой же - значительная доля элитного жилья среди новостроек. А элитное жилье - обязательно из кирпича. Причем кирпича высококачественного. Если к тому же учесть, что некоторые строительные организации Перми (например, один из пермских гигантов - строительно-монтажный трест № 14) строят сейчас только из кирпича, то станет ясно: кирпич сегодня - самый популярный строительный материал.
Приволжский Федеральный Округ:
Достоверных оценок емкости рынка данных регионов нет, но можно ожидать, что при появлении на рынке поставщика кирпича очень высокого качества с широким ассортиментом по цветовой гамме, его продукция будет востребована. На сегодняшний день известно, что общий объем введенного жилья в приволжском федеральном округе, в 2003 г., составил около 914 тыс. кв. м. Поэтому по отдельным регионам данный рынок не представляет большого интереса, но стратегически может быть привлекательным для кирпичного завода. При этом следует учитывать, что сегмент высококачественного облицовочного кирпича может представлять интерес и в среднесрочной перспективе.
В последнее время снижаются физические объемы производства строительного пустотелого кирпича, что связано со следующими факторами:
· замещением строительного кирпича поризованным камнем;
· увеличением импорта относительно более дешевого строительного кирпича из других регионов;
· частичным снижением интереса основных производителей к данному виду кирпича (при полной загрузке мощностей) из-за относительно более низкой рентабельности по сравнению с другими видами изделий.