Описание направления деятельности
Наблюдающаяся тенденция сокращения потребления красного лицевого кирпича объясняется следующими факторами:
· снижением интереса со стороны застройщиков к красному кирпичу, что не может быть компенсировано соответствующим увеличением предложения лицевого кирпича других цветов;
· частичное замещение существующего дефицита цветного лицевого кирпича силикатным облицовочным кирпичом (с нарушением требований СНиП).
При этом с учетом роста потребности в лицевом кирпиче можно прогнозировать рост его потребления в дальнейшем при расширении ассортимента предлагаемого на рынке кирпича по цветовой гамме.
В 2002 - 2003 году отмечалось превышение спроса над тем количеством кирпича, которое могли произвести местные производители. Источником покрытия дефицита служили поставки кирпича из близлежащих регионов России. Вследствие такой ситуации сложились высокие тепы прироста импорта кирпича из соседних регионов: с 5 млн. шт. в 2001 г. до 24 млн. и 26 млн. шт. в 2002 и 2003 г. соответственно.
Цены
В последние годы цены на кирпич росли высокими темпами, на что влияли следующие факторы:
· высокий спрос на кирпич (дефицит по отдельным позициям в сезон) в связи с ростом жилищного строительства;
· высокие темпы роста цен на строительные материалы в целом компенсируются увеличением цен на жилье.
В то же время необходимо отметить, что замедление темпов прироста цен и реальное их приближение к темпам инфляции говорит о том, что возможности по регулированию рентабельности производства кирпича через олигопольное повышение цен исчерпаны. В будущем динамику цен на кирпич, вероятнее всего, будет определять реальный рост затрат производителей в пределах темпов инфляции издержек.
Товары - заменители
На сегодняшний день для керамического кирпича основным продуктом заменителем на рынке пермской области является силикатный кирпич. При этом основная конкуренция возникает, прежде всего, из-за более низких цен на силикатный кирпич и частично из-за дефицита цветного (не красного) лицевого керамического кирпича на рынке. С учетом существенно более низких потребительских качеств силикатного кирпича, при увеличении объемов производства поризованного камня и расширении ассортимента цветного облицовочного кирпича, возможно постепенное вытеснение силикатного кирпича с сегмента жилищного строительства.
В текущей перспективе давление со стороны силикатного кирпича на рынок высокое, но с точки зрения рыночных перспектив в сегменте жилищного строительства данный материал относится к категории «быстро стареющих» продуктов.
Рынок кирпича можно рассматривать как составную часть рынка стеновых материалов, который подразделяется на следующие направления:
· внутренние несущие стены;
· наружные стены;
· перегородки.
Некоторое сокращение использования кирпича на первых двух направлениях связано с расширением применения монолитных технологий, что вызывает:
· замену несущих стен из строительного кирпича на монолитный железобетонный каркас;
· замену строительного кирпича в наружной стене на газобетон и эффективные утеплители;
· использование вместо кирпичной облицовки наружных стен навесных фасадных систем.
В последнем разделе осуществляются только «пилотные» проекты. Существенным преимуществом технологии навесных вентилируемых фасадов является высокая скорость монтажа. Но с учетом приверженности потребителей квартир в нашем регионе к кирпичу, относительно более высокой стоимости навесных фасадов и отсутствия широкой практики их применения, лицевой кирпич является более предпочтительным материалом для строителей. Требуется значительное время для широкого применения таких сложнокомпонентных конструкций.
При устройстве внутренних перегородок, кирпич уступает блочным материалам: газобетону и пазогребневым плитам. Такие перегородки легче и их возведение менее трудоемко. Хотя с потребительской точки зрения кирпичные перегородки предпочтительнее по звукоизоляции и прочности, использование газобетона, пенобетона, гипсовых плит будет расширяться.
В какой-то степени альтернативой данным материалам является поризованный камень, расширение производства которого, возможно, будет снижать темпы вытеснения керамических изделий с рынка.
Анализ факторов и прогнозы развития рынка: