Методы и процедура оценки
Внешняя оценка менеджера тоже неоднородна. Главной является оценка работы руководителя, и прежде всего с позиций выполнения стратегии организации, в которой воплощены интересы собственника.
Для менеджера важно и то, как и по каким критериям его оценивает коллектив, другие руководители.
Деятельность каждого руководителя своеобразна и зависит от многих факторов: линейный ли менеджер или функциональный, на каком уровне иерархии он находится; каковы цели оценки (подбор кадров, определение суммы премий и т. п.) и др. Поэтому на базе высказанных выше общих идей необходимо разработать конкретную систему оценки.
Введение более развитых, более стандартизированных и более полных систем оценки вносит глубокие .изменения в работу руководителей, существенно повышает эффективность их труда.
В последние годы в области разработки методов оценки проделана большая работа в различных странах. Программы оценок становятся все более сложными, включают психологические тесты, деловые игры, анализ отчетных данных, разбор конкретных ситуаций. Процедура оценки занимает несколько дней и сочетается с занятиями по повышению квалификации.
Зарубежные авторы предлагают следующий список общих и частных показателей оценки работы менеджера и отдельных участников этой работы.
. Умеет ли руководитель правильно распределить свое рабочее время. Критериями оценки при этом могут быть следующие:
- отношение времени, затрачиваемого на перспективное планирование, ко времени, затрачиваемому на оперативную работу;
- отношение количества «времени для себя» к количеству «времени для других»;
- количество времени, затраченного на научные исследования и разработки; вопросы капитального строительства, производства, материально-технического снабжения; подбор и расстановку кадров и пр.;
- количество времени, затраченного на подготовку производства и осуществление производственного процесса.
2. Каких результатов достигает менеджер и с какими временными затратами.
Возможные критерии оценки:
- разработка и осуществление общей концепции руководства;
- планирование научных исследований и количество досрочно завершаемых тем;
- текучесть на предприятии, психологический климат, уровень развития коллективов и время, непосредственно затрачиваемое на работу с людьми (беседы с кадрами, планирование подготовки кадров и т. д.).
3. Каким трудовым потенциалом располагает руководитель и каковы условия для выполнения возложенных на него задач. Критерии:
- степень соответствия требованиям, предъявляемым к квалификации руководителя;
- индивидуальные возможности (состояние здоровья, возраст и т. д.);
- стиль работы менеджера;
- полная и четкая формулировка полномочий, ясная постановка задач;
- оптимальный объем информации;
- наличие помощников, разгружающих руководителя от выполнения рутинной работы, и научных работников (специалисты, штабы) -для подготовки решений и другой творческой работы.
4. Какие формы применяет менеджер, для того чтобы привлечь коллектив к управлению. Критериями оценки могут быть:
- разработка целей на перспективу, информирование коллектива;
- способы распределения заданий в коллективе;
- творческая атмосфера;
- инициатива и активность в коллективе;
- взаимопонимание между руководителями и подчиненными.
5. Умеет ли руководитель путем активного влияния на выше и нижестоящих руководителей создать хорошие условия для работы. Критерии;
- учет и классификация руководителем наиболее часто встречающихся помех, существенно влияющих на работу;
- готовность менеджера обсудить с другими руководителями вопросы стиля работы;
- совместная работа с другими руководителями при разработке основных принципов руководства и координация совместных усилий.
6. Насколько умеет менеджер сохранять работоспособность, Критерии:
- эффективное использование рабочего времени и условий труда;
- соблюдение перерывов в работе для отдыха и принятия пищи;"' способность сосредоточиться на поставленных задачах; способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, умение активно отдыхать; соблюдение режима дня;
- отношение к собственному здоровью (нормальный образ жизни, занятия спортом и т. д.);
- использование свободного времени на культурные мероприятия и повышение образования