Маркетинг как интегративная функция управления организацией
Управление маркетингом решает следующие задачи:
• отбор целевых рынков и их отдельных сегментов;
• формирование условий увеличения производства, поддержания и расширения существующих, захвата новых перспективных рынков;
• выбор, разработку и продвижение новых товаров и услуг, соответствующих общественным потребностям, поиск для них рыночной ниши;
• предотвращение выпуска продукции, не пользующейся спросом;
• определение основ ценовой политики;
• рационализация системы и методов распространения товара, воздействия на посредников и потребителей;
• обеспечение экономного использования всех видов ресурсов;
• организация служб маркетинга, его планирование, контроль и проч.;
• формирование комплекса стимулирования спроса и сбыта (ФОССТИС), используемого для того, чтобы вызвать желательную реакцию клиентов;
• создание условий для социально ориентированной деятельности фирмы [9,451].
Все они преследуют цель обеспечить выживание компании и оптимизировать объем прибыли [49].
Сегодня в условиях «выживания» предприниматели вынуждены искать скрытые резервы для создания конкурентных преимуществ. Эти резервы в большинстве своем сосредоточены в основных инструментах комплекса маркетинга - товаре, цене, распределении и продвижении.
Комплекс маркетинга - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики [63, с.72].
Мировая наука и практика в области маркетинга и предпринимательства обосновали и рекомендуют выделять следующие концепции и эволюции маркетинга:
· производственную,
· товарную,
· сбытовую,
· традиционного маркетинга,
· социально-этического маркетинга,
· маркетинга взаимодействия,
· маркетинга сервиса - «сервизации» экономик (табл. 1).
Таблица 1. Эволюции концепции маркетинга
Годы |
Концепция |
Ведущая идея |
Основной инструментарий |
Главная цель управления организацией |
1860-1920 |
Производственная |
Произвожу то, что могу |
Себестоимость, производительность |
Совершенствование производства, рост продаж, максимизация прибыли |
1920-1930 |
Товарная |
Производство качественных товаров |
Товарная политика |
Совершенствование потребительских свойств товаров |
1930-1950 |
Сбытовая |
Развитие сбытовой сети, каналов сбыта |
Сбытовая политика |
Интенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров |
1960-1980 |
Традиционного маркетинга |
Произвожу то, что нужно потребителю |
Комплекс маркетинга - микса, исследование потребителя |
Обеспечение удовлетворения нужд потребностей целевых рынков |
1980-1990 |
Социально-этического маркетинга |
Произвожу то, что нужно потребителю, с учетом требований общества |
Комплекс маркетинга - микса, исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг |
Обеспечение удовлетворения нужд потребностей целевых рынков при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды |
С 1990 по настоящее время |
Маркетинга сервиса - «сервизация» экономик |
Произвожу товары, дополняю их комплексом услуг, направленных на возникновение вторичного спроса |
Методы диверсификации, координации. Развитие сетевого маркетига и комплекса маркетинга - микса |
Расширение комплекса услуг, комплексное удовлетворение потребностей потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия |